муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 23»
УТВЕРЖДЕНО
Приказом
от «28» августа 2023 № 38 -ОД
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по освоению детьми от 1,5 до 3 лет
основной общеобразовательной программы
дошкольного образования
Калинина К.А.
воспитатель
ГО Краснотурьинск 2023 год
СОДЕРЖАНИЕ
1
1.1.
1
1.1.2
1.1.3
1.1.4
2
2.1.
2.2.
3
Целевой раздел
Пояснительная записка
Цели и задачи реализации рабочей программы по освоению детьми от 1,5 до 3
лет
. жизни образовательной программы ДО
1
.
1
Цель и задачи воспитания
Принципы и подходы к организации образовательного процесса
Планируемые результаты освоения детьми от 1,5 до 3 образовательной программы ДО
Содержательный раздел
Характеристики особенностей развития детей от 1,5 до 3 жизни
Тематическое планирование занятий
3
3
4
6
7
7
9
13
Организационный раздел
3.3.
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
35
37
38
3.4.
Педагогическая диагностика
39
3.1.
3.2.
Обеспечение методическими материалами
Учебный план
Приложение «Календарный план воспитательной работы»
44
2
1. Ц Е Л Е В О Й Р А З Д Е Л
1.1. Пояснительная записка
Нормативно-правовое обеспечение
Программа разработана в соответствии с современными нормативными документами:
Федеральный закон от 29.12.2012. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон
«Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в
Российской Федерации»
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 999-р «Об утверждении Стратегии
развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом
Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г.,
регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в
Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264);
Федеральная образовательная программа дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения
России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный №
71847);
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам – образовательным программам дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России
от 31 июля 2020 года № 373, зарегистрировано в Минюсте России 31 августа 2020 г., регистрационный № 59599);
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» утверждены постановлением Главного государственного
санитарного врача РФ от 28.09. 2020 г. № 28;
3
Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и безвредности для человека факторов среды обитания» утверждены постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от 28.01. 2021 г. № 02
Государственная программа Свердловской области «Реализация молодежной политики и патриотического
воспитания граждан в Свердловской области до 2024 года»;
Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78-ОЗ "Об образовании в Свердловской области (с
изменениями)";
Стратегия развития воспитания в Свердловской области до 2025 года.
Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе
части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО.
1.1. 1. Цели и задачи реализации рабочей программы
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Задачи:
- создавать условия для благоприятной адаптации ребенка к ДОО;
- поддерживать пока еще непродолжительные контакты со сверстниками, интерес к сверстнику;
- формировать элементарные представления: о себе, близких людях, ближайшем предметном окружении;
- создавать условия для получения опыта применения правил социального взаимодействия.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Задачи:
- поощрять целенаправленные моторные действия, использование наглядного действенного способа в решении
практических жизненных ситуаций, находить предмет по образцу или словесному указанию;
- формировать стремление детей к подражанию действиям взрослых, понимать обозначающие их слова;
- формировать умения ориентироваться в ближайшем окружении;
- развивать познавательный интерес к близким людям, к предметному окружению, природным объектам;
- развивать умения узнавать объекты живой и неживой природы ближайшего окружения, отличать их по наиболее
ярким проявлениям и свойствам, замечать явления природы, поддерживать стремления к взаимодействию с ними.
4
Образовательная область «Речевое развитие»
Задачи:
- развитие понимания речи: закреплять умение понимать слова, обозначающие предметы, некоторые действия,
признаки, размер, цвет, местоположение; понимать речь взрослого и выполнять его просьбы; выполнять несложные
поручения;
- развитие активной речи: побуждать детей использовать накопленный запас слов по подражанию и самостоятельно,
упражнять в замене звукоподражательных слов общеупотребительными; способствовать развитию диалогической речи,
воспроизводить за взрослым отдельные слова и короткие фразы; побуждать детей употреблять несложные для
произношения слова и простые предложения;
- развивать умение слушать чтение взрослым наизусть потешек, стихов, песенок, сказок с наглядным сопровождением
(картинки, игрушки, книжки-игрушки, книжки-картинки);
- развивать у детей умение эмоционально откликаться на ритм и мелодичность пестушек, песенок, потешек, сказок;
- поддерживать положительные эмоциональные и избирательные реакции в процессе чтения произведений фольклора и
коротких литературных художественных произведений;
- формировать умение показывать и называть предметы, объекты, изображенные в книжках-картинках; показывая,
называть совершаемые персонажами действия;
- воспринимать вопросительные и восклицательные интонации поэтических произведений;
побуждать договаривать (заканчивать) слова и строчки знакомых ребенку песенок и стихов.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Задачи:
- развивать у детей способность слушать художественный текст и активно (эмоционально) реагировать на его
содержание;
- обеспечивать возможности наблюдать за процессом рисования, лепки взрослого, вызывать к ним интерес;
- поощрять у детей желание рисовать красками, карандашами, фломастерами, предоставляя возможность ритмично
заполнять лист бумаги яркими пятнами, мазками, линиями;
- развивать у детей умение прислушиваться к словам песен и воспроизводить звукоподражания и простейшие
интонации;
5
- развивать у детей умение выполнять под музыку игровые и плясовые движения, соответствующие словам песни и
характеру музыки.
Образовательная область «Физическое развитие»
Задачи:
- создавать условия для последовательного становления первых основных движений (бросание, катание, ползание,
лазанье, ходьба) в совместной деятельности педагога с ребенком;
- создавать условия для развития равновесия и ориентировки в пространстве;
- поддерживать желание выполнять физические упражнения в паре с педагогом;
- привлекать к участию в играх-забавах, игровых упражнениях, подвижных играх, побуждать к самостоятельным
действиям;
- укреплять здоровье ребенка средствами физического воспитания, способствовать усвоению культурно-гигиенических
навыков для приобщения к здоровому образу жизни.
1.1.2. Цель и задачи воспитания
Цель воспитания – личностное развитие воспитанников и создание условий для их позитивной социализации на
основе базовых ценностей российского общества через:
- формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям, себе;
- овладение первичными представлениями о базовых ценностях, а также выработанных обществом нормах и
правилах поведения;
- приобретение первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с базовыми национальными
ценностями, нормами и правилами, принятыми в обществе.
Задачи воспитания:
в воспитании детей раннего возраста
6
- формировать первичный опыт социальной жизни (что можно делать, а что делать нельзя; учить здороваться,
отвечать на приветствие взрослого, благодарить; поддерживать проявление первых самостоятельных желаний; развивать
желание выполнять просьбу воспитателя, поощряя детские инициативы;
- поддерживать доброжелательные взаимоотношения детей, развивать эмоциональную отзывчивость,
привлекать к конкретным действиям помощи, заботы, участия (пожалеть, помочь, ласково обратиться);
- способствовать становлению первичных представлений ребёнка о себе, о своем возрасте, поле, о родителях и
членах семьи;
- развивать самостоятельность, уверенность, ориентацию на одобряемое взрослым поведение.
1.1.3 Принципы и подходы к организации образовательного процесса
Программа построена на следующих принципах:
1
2
3
полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возрастов),
обогащение (амплификация) детского развития;
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором
сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
содействие и сотрудничество детей и родителей (законных представителей), совершеннолетних членов семьи,
принимающих участие в воспитании детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов, а также
педагогических работников
1.1.4 Планируемые результаты освоения детьми от 1,5 до 3 лет жизни образовательной программы ДО
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
ребенок демонстрирует элементарные культурно-гигиенические навыки, владеет простейшими навыками
самообслуживания (одевание, раздевание, самостоятельно ест и тому подобное);
ребенок стремится к общению со взрослыми, реагирует на их настроение;
ребенок проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им; играет рядом;
ребенок понимает и выполняет простые поручения взрослого;
7
ребенок стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
ребенок способен направлять свои действия на достижение простой, самостоятельно поставленной цели; знает, с
помощью каких средств и в какой последовательности продвигаться к цели;
ребенок активно действует с окружающими его предметами, знает названия, свойства и назначение многих
предметов, находящихся в его повседневном обиходе;
ребенок в играх отображает действия окружающих ("готовит обед", "ухаживает за больным" и другое),
воспроизводит не только их последовательность и взаимосвязь, но и социальные отношения (ласково обращается с
куклой, делает ей замечания), заранее определяет цель ("Я буду лечить куклу").
Образовательная область «Познавательное развитие»:
ребенок различает и называет основные цвета, формы предметов, ориентируется в основных пространственных и
временных отношениях;
ребенок осуществляет поисковые и обследовательские действия;
ребенок знает основные особенности внешнего облика человека, его деятельности; свое имя, имена близких;
демонстрирует первоначальные представления о населенном пункте, в котором живет (город, село и так далее);
ребенок имеет представления об объектах живой и неживой природы ближайшего окружения и их особенностях,
проявляет положительное отношение и интерес к взаимодействию с природой, наблюдает за явлениями природы,
старается не причинять вред живым объектам.
Образовательная область «Речевое развитие»:
ребенок владеет активной речью, использует в общении разные части речи, простые предложения из 4-х слов и
более, включенные в общение; может обращаться с вопросами и просьбами;
ребенок проявляет интерес к стихам, сказкам, повторяет отдельные слова и фразы за взрослым;
ребенок рассматривает картинки, показывает и называет предметы, изображенные на них.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
ребенок с удовольствием слушает музыку, подпевает, выполняет простые танцевальные движения;
ребенок эмоционально откликается на красоту природы и произведения искусства;
ребенок осваивает основы изобразительной деятельности (лепка, рисование) и конструирования: может выполнять
уже довольно сложные постройки (гараж, дорогу к нему, забор) и играть с ними; рисует дорожки, дождик, шарики;
лепит палочки, колечки, лепешки.
8
Образовательная область «Физическое развитие»
у ребенка развита крупная моторика, он активно использует освоенные ранее движения, начинает осваивать бег,
прыжки, повторяет за взрослым простые имитационные упражнения, понимает указания взрослого, выполняет
движения по зрительному и звуковому ориентирам; с желанием играет в подвижные игры;
2. С О Д Е Р Ж А Т Е Л Ь Н Ы Й Р А З Д Е Л
2.1 Характеристики особенностей развития детей с 1,5 до 3 лет жизни
Период раннего детства имеет ряд качественных физиологических и психических особенностей, которые
требуют создания специальных условий для развития детей этого возраста.
Повышенная ранимость организма ребенка, недостаточная морфологическая и функциональная зрелость органов
и систем (быстрый темп развития осуществляется на весьма неблагоприятном фоне – при незрелости
психофизиологических функций организма, а это повышает ранимость). Малыши в большей степени подвержены
заболеваниям из-за несовершенства деятельности внутренних органов, высокого уровня утомляемости, им трудно
переключится с одной деятельности на другую, соответственно доминантой становится процесс возбуждения и
как следствие - неустойчивое эмоциональное состояние.
Взаимосвязь физического и психического развития – это общая закономерность, присущая любому возрасту, но
в раннем детстве она проявляется особенно ярко, потому что в этот период происходит становление всех функций
организма.
Именно в раннем детстве учеными отмечается наиболее прочная связь и зависимость умственного и социального
9
развития от физического состояния и настроения ребенка (например: ухудшение здоровья отражается на отношении
к окружающему; снижается восприимчивость, притупляется ориентировочная реакция, дети теряют приобретенные
умения: речевые, двигательные, социальные).
Яркая специфика психофизиологических и индивидуальных различий (особенно в раннем возрасте важно
учитывать индивидуальные, психофизиологические различи – уровень активности, регулярность биоритмов, степень
комфортности при адаптации любого вида; настроение, интенсивность реакций, порог чувствительности,
отвлекаемость, упорство и внимание).
Этому возрасту свойственно удовлетворение ребёнком естественных психофизиологических потребностей:
сенсомоторной потребности; потребность в эмоциональном контакте.
Специфичностью проявления нервных процессов у ребенка - это:
легкость выработки условных рефлексов, но при этом же сложность их изменения;
повышенная эмоциональная возбудимость;
сложность переключения процессов возбуждения и торможения;
повышенная эмоциональная утомляемость.
Развитие детей раннего возраста имеет свою неповторимую специфику, что выражается, в тесной взаимосвязи
физиологических и психологических компонентов.
10
2.2. Задачи образовательной деятельности
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие
создавать условия для благоприятной адаптации ребенка к ДОО;
поддерживать пока еще непродолжительные контакты со сверстниками, интерес к сверстнику;
формировать элементарные представления: о себе, близких людях, ближайшем предметном окружении;
создавать условия для получения опыта применения правил социального взаимодействия
Образовательная область «Познавательное развитие»
поощрять целенаправленные моторные действия, использование наглядного действенного способа в решении
практических жизненных ситуаций, находить предмет по образцу или словесному указанию;
формировать стремление детей к подражанию действиям взрослых, понимать обозначающие их слова;
формировать умения ориентироваться в ближайшем окружении;
развивать познавательный интерес к близким людям, к предметному окружению, природным объектам;
развивать умения узнавать объекты живой и неживой природы ближайшего окружения, отличать их по наиболее
ярким проявлениям и свойствам, замечать явления природы, поддерживать стремления к взаимодействию с ними.
Образовательная область «Речевое развитие»
развитие понимания речи: закреплять умение понимать слова, обозначающие предметы, некоторые действия,
признаки, размер, цвет, местоположение; понимать речь взрослого и выполнять его просьбы; выполнять
несложные поручения;
развитие активной речи: побуждать детей использовать накопленный запас слов по подражанию и
самостоятельно, упражнять в замене звукоподражательных слов общеупотребительными; способствовать
развитию диалогической речи, воспроизводить за взрослым отдельные слова и короткие фразы; побуждать детей
употреблять несложные для произношения слова и простые предложения;
развивать умение слушать чтение взрослым наизусть потешек, стихов, песенок, сказок с наглядным
11
сопровождением (картинки, игрушки, книжки-игрушки, книжки-картинки);
развивать у детей умение эмоционально откликаться на ритм и мелодичность пестушек, песенок, потешек, сказок;
поддерживать положительные эмоциональные и избирательные реакции в процессе чтения произведений
фольклора и коротких литературных художественных произведений;
формировать умение показывать и называть предметы, объекты, изображенные в книжках-картинках; показывая,
называть совершаемые персонажами действия;
воспринимать вопросительные и восклицательные интонации поэтических произведений;
побуждать договаривать (заканчивать) слова и строчки знакомых ребенку песенок и стихов.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
развивать у детей способность слушать художественный текст и активно (эмоционально) реагировать на его
содержание;
обеспечивать возможности наблюдать за процессом рисования, лепки взрослого, вызывать к ним интерес;
поощрять у детей желание рисовать красками, карандашами, фломастерами, предоставляя возможность ритмично
заполнять лист бумаги яркими пятнами, мазками, линиями;
развивать у детей умение прислушиваться к словам песен и воспроизводить звукоподражания и простейшие
интонации;
развивать у детей умение выполнять под музыку игровые и плясовые движения, соответствующие словам песни и
характеру музыки.
Образовательная область «Физическое развитие»
создавать условия для последовательного становления первых основных движений (бросание, катание, ползание,
лазанье, ходьба) в совместной деятельности педагога с ребенком;
создавать условия для развития равновесия и ориентировки в пространстве;
поддерживать желание выполнять физические упражнения в паре с педагогом;
привлекать к участию в играх-забавах, игровых упражнениях, подвижных играх, побуждать к самостоятельным
действиям;
12
2.3. Тематическое планирование занятий
Сроки
Виды деятельности
Тема / Задачи
Количество
занятий
Следом за летом Осень идет, желтые песни ей ветер поет
сентябрь
Математические
представления,
сенсорные эталоны и
познавательные
действия
Экспериментирование
с материалами
и веществами
рисование/лепка
Двигательная
активность
Общение
познакомить детей с цветовой гаммой осенних листьев;
формировать элементарные математические представления (один, много);
побуждать сравнивать предметы по величине: большой, маленький;
побуждать детей к игровым действиям;
2
«Листопад», «Осенний букет» - знакомство детей с пластилином;
развивать тактильные ощущения, мелкую моторику;
«В гости кисточка пришла»,«Вот какие у нас листочки» - знакомство с
кисточкой и красками;
□ побуждать правильно держать кисточку и набирать на ворс краску;
□ воспитывать любознательность и интерес к изобразительной деятельности
□ упражнять в ходьбе в прямом направлении, в ползании;
□ упражнять в ходьбе по ограниченной поверхности;
□ упражнять в ползание и подлезание под воротца
□ побуждать бросать мяч двумя руками вперед;
□ развивать чувство равновесия, внимания и умение реагировать на слово;
□ познакомить с приметами осени: падают листочки, дети надели пальто и
куртки
развивать наблюдательность;
□ расширять запас понимаемых слов, знания об окружающих предметах;
□ обращать внимание на величину, цвет, форму рассматриваемых предметов;
□ дать детям представление о том, где что растет: на клумбе, на грядке, в
огороде;
□ побуждать узнавать и называть цветы, овощи, дерево, кусты, трава;
□ формировать умение понимать слова, обозначающие их
4
□
□
□
□
□
□
□
4
2
13
Восприятие смысла
сказок, стихов,
рассматривание
картинок
побуждать детей рассматривать картинку;
обучать внимательному прослушиванию сказки,
рассматриванию
иллюстраций
к ней;
□ запомнить последовательность действий персонажей;
□ чтение стихотворения А. Плещеева «Осень»;
□ продолжать знакомить детей с цветовой гаммой осенних листьев;
□ сравнивать листья по величине: большой, маленький
□
□
2
Дары осени
Математические
представления,
сенсорные эталоны и
познавательные
действия
Экспериментирование
с материалами
и веществами
рисование/лепка
Двигательная
активность
Общение
Восприятие смысла
сказок, стихов,
рассматривание
картинок
□ развивать
умение раскладывать готовые силуэты фруктов и овощей ,
формировать знание геометрических фигур
2
□ формировать умение раскатывать округлую форму
□ познакомить с нетрадиционным рисованием ватными палочками, пальчиком
, тычком
3
□ развивать навыки ходьбы по ограниченной поверхности, формировать
умение бросать мяч
□ формировать знания о том, что фрукты растут в саду на деревьях, овощи –на
грядке; они имеют разную форму, размер цвет
□ побуждать детей рассматривать картинку;
□
обучать внимательному прослушиванию сказки,
рассматриванию
иллюстраций
к ней;
3
2
1
Бабушки и дедушки – самые родные
Экспериментирование
с материалами и
веществами
□ развивать
умение катать шарики на плоской поверхности
1
14
октябрь
Двигательная
активность
□ развивать навыки ходьбы по ограниченной поверхности, формировать
умение бросать мяч
1
Восприятие смысла
стихов , сказок
Рассматривание
картинок
□ развивать
1
понимание речи, понимать слова , обозначающие членов семьи
В гостях у бабушки Арины (домашние животные и птицы)
Математические
представления,
сенсорные эталоны и
познавательные
действия
Экспериментирование
с материалами
и веществами
рисование/лепка
□ знакомить с геометрическими фигурами (круг, треугольник)
□ развивать умение дифференцировать по размеру
2
□
побуждать интерес к созданию объемных и силуэтных фигурок из
пластилина (теста);
□ развивать мелкую моторику, тактильные ощущения;
□ побуждать детей изображать «зернышки» для курочки карандашами;
□ формировать интерес и положительное отношение к рисованию
4
Двигательная
активность
□
□
□
□
упражнять в ходьбе в прямом направлении;
повторить бросание мяча;
развивать ориентировку в пространстве;
упражнять в ползание и перелезание через скамейку
□ побуждать детей узнавать животных, называть, выделять части: хвостик,
ушки,
глазки, гребешок, клювик;
□ совершенствовать знания о домашних животных: кошка, собачка,
сравнивать
и выделять отличительные черты: лает, мяукает;
□ развивать тактильное восприятие: мягкая, пушистая;
□ вызвать у детей интерес к несложному сюжету инсценировки и учить
4
Общение
2
15
Восприятие смысла
сказок, стихов,
рассматривание
картинок
понимать
вопросы по содержанию рассказа воспитателя
□ отметить характерные особенности животного (лапы, хвост, уши, когти);
□ повадки кошки (лакает молоко, ходит тихо, выгибает спинку);
□ вызвать у детей желание погладить кошку, покормить, проявить заботу о
ней;
□ побуждать детей внимательно слушать художественные произведения
и рассматривать рисунки - иллюстрации;
□ упражнять в звукоподражании голосам животных и птиц
□ обогатить и активизировать словарь по теме
октябрь
2
А мой папа лучше всех!
Математические
представления,
сенсорные эталоны и
познавательные
действия
□ развивать
умение подбирать предметы по размеру ()
Экспериментирование
с материалами и
веществами
□
развивать умение правильно держать в руке карандаш, рисовать круги,
равномерно располагая их на ограниченной поверхности
□ развивать умение круговыми движениями рук раскатывать шарики,
сплющивать их между ладонями
2
Двигательная
активность
□ упражнять в ходьбе в прямом направлении;
□ повторить бросание мяча;
□ развивать ориентировку в пространстве;
□ упражнять в ползание и перелезание через скамейку
2
Общение
□
□
Восприятие смысла
сказок, стихов,
рассматривание
картинок
□ развивать
воспитывать уважительное отношение к отцу
формировать знания об обязанностях, труде папы
умение внимательно слушать стихотворение и понимать его
содержание, отвечать на вопросы по содержанию стихотворения
1
1
1
16
Лесные жители - лисы, волки и медведи
Математические
представления,
сенсорные эталоны и
познавательные
действия
Экспериментирование
с материалами
и веществами
рисование/лепка
Двигательная
активность
Общение
Восприятие смысла
сказок, стихов,
рассматривание
картинок
упражнять в умении определять игрушку на ощупь;
развивать тактильные ощущения;
способствовать запоминанию игрушек;
побуждать строить забор для зоопарка, ставя кирпичики на узкую и
широкую грань.
□ побуждать раскатывать пластилин между ладонями, различать красный
цвет;
□ вызвать интерес к созданию образа ёжика, вставлять иголки в туловище,
вылепленное педагогом;
□ побуждать рисовать иголки – прямые, вертикальные линии;
□ вызвать желание рисовать ягодки и яблочки ватными палочками;
□ развивать чувство ритма и цвета;
□ упражнять в ходьбе в прямом направлении;
□ познакомить с выполнением прыжка вперед на двух ногах;
□ побуждать бросать мяч двумя руками вперед;
□ развивать ориентировку в пространстве
□ побуждать детей узнавать и называть животных леса, выделять наиболее
яркие
характерные особенности животных;
□ формировать способность детей к диалогической речи;
□ закрепить название домиков животных леса;
□ формировать умение детей сравнивать и делать простейшие выводы
□ познакомить с содержанием сказки В. Бианки «Лис и мышонок»;
□ побуждать различать животных, угадывать их по описанию;
□ вызвать интерес к рассматриванию иллюстрации;
□ обогатить словарь по теме (названия животных, части тела животных)
□
□
□
□
ноябрь
2
3
3
1
1
Ванька-встанька неваляшка
Математические
представления,
□
□
познакомить с новой игрушкой – неваляшкой;
формировать умение сравнивать составляющие неваляшки;
1
17
сенсорные эталоны и
познавательные
действия
Экспериментирование
с материалами
и веществами
рисование/лепка
Двигательная
активность
Общение
Восприятие смысла
сказок, стихов,
рассматривание
картинок
ноябрь
формировать умение отщипывать небольшие кусочки пластилина от
большого;
□ побуждать раскатывать пластилин круговыми движениями;
□ формировать умение украшать готовые изделия (платье, шапочка) при
помощи ватной палочки;
□ закреплять чувство цвета и ритма;
□ познакомить с броском на дальность правой и левой рукой;
□ упражнять в ходьбе по гимнастической доске;
□ упражнять в ползании и переступании веревки (рейки);
□ развивать ловкость и координацию движений
□ продолжать знакомить детей с неваляшкой, отметить характерные
особенности неваляшки: голова, лицо, руки;
□ побуждать детей находить и показывать игрушки по названию;
□ прививать любовь, желание играть с ней
□ вызвать у детей желание слушать стихотворение, проговаривать слова;
□ помочь запомнить и активизировать в речи названия предметов, действий,
качеств:
ванночка, мыло, мыльница, полотенце, намыливать, смывать мыло,
вытирать,
горячая, холодная, теплая вода;
□ формировать зрительное восприятие картины и понимание сюжета;
□ воспитывать культурно-гигиенические навыки и опрятность
□
2
3
2
1
Вот красивая игрушка, а зовут её Матрёшка
Математические
представления,
сенсорные эталоны и
познавательные
действия
□ развивать
умение разбирать и складывать трёхместную матрёшку,
ориентируясь на размер, обратить внимание на размер – одна большая, и
много – поменьше
1
18
Экспериментирование
с материалами
и веществами
рисование/лепка
Двигательная
активность
Общение
Восприятие смысла
сказок, стихов,
рассматривание
картинок
побуждать лепить игрушки, состоящие из деталей разного размера;
вызвать интерес к лепке угощений для кукол на тесте;
закрепить умение рисовать кисточкой горизонтальные линии «Дорожка для
матрешки»
□ закрепить умение рисовать пятнышки ватными палочками или пальчиками
«Украсим сарафанчик»
□
воспитывать аккуратность, самостоятельность, интерес к совместной
продуктивной деятельности
□ упражнять в ходьбе по ребристой доске;
□ упражнять в ползании по дорожке между двумя линиями;
□ познакомить с броском из-за головы двумя руками;
□ развивать внимание и ориентировку в пространстве
□ познакомить с русской народной игрушкой- матрёшка;
□ побуждать замечать особенности новых предметов, выражать их словами;
□ обогатить словарный запас
□ побуждать понимать сюжет картины, и высказываться по поводу
изображенного;
□ предоставить возможность договаривать слова, фразы при чтении
воспитателем знакомых стихотворений;
□ приобщать к рассматриванию рисунков в книгах;
□ развивать умение отвечать на вопросы по содержанию картинок
□
□
□
2
2
1
1
Мама – ты одна такая, очень милая и родная!
Математические
представления,
сенсорные эталоны и
познавательные
действия
Экспериментирование
с материалами
и веществами
развивать умение составлять букет, подбирая цветы по цвету , величине
знакомить с основными цветами
1
развивать умение выкладывать на трафарете силуэты цветов из тыквенных
семечек
□ развивать умение рисовать пальчиками силуэты цветов
2
□
□
□
19
рисование/лепка
ноябрь
Двигательная
активность
□
□
□
□
упражнять в ходьбе по ребристой доске;
упражнять в ползании по дорожке между двумя линиями;
познакомить с броском из-за головы двумя руками;
развивать внимание и ориентировку в пространстве
Общение
□ продолжать прививать чувство любви и
□ развивать умение отвечать на вопросы
Восприятие смысла
сказок, стихов,
рассматривание
картинок
□
уважения к маме
развивать умение рассматривать изображение на картинке, воспитывать
любовь к маме и желанию радовать её
2
1
1
Игрушки все свои люблю
декабрь
Математические
представления,
сенсорные эталоны и
познавательные
действия
Экспериментирование
с материалами
и веществами
рисование/лепка
Двигательная
активность
□ развивать
умение группировать предметы по двум из сенсорных признаков
(цвет, форма)
□ развивать умение выполнять задание по словесному указанию воспитателя
Общение
□
□
□
развивать умение рисовать форму (круг, овал)
развивать умение ориентироваться на листе бумаги
1
2
□ упражнять в ходьбе по ребристой доске;
□ упражнять в ползании по дорожке между двумя линиями;
□ познакомить с броском из-за головы двумя руками;
□ развивать внимание и ориентировку в пространстве
2
развивать умение называть некоторые игрушки, вызвать желание к
звукоподражанию
□ способствовать развитию активной речи
1
20
Восприятие смысла
сказок, стихов,
рассматривание
картинок
□ способствовать
обогащению и разнообразию речи детей путём
ознакомления с произведениями русского фольклора – жанром закличек
1
Здравствуй, Зимушка - зима!
Математические
представления ,
сенсорные эталоны и
познавательные
действия
Экспериментирование
с материалами
и веществами
рисование/лепка
Двигательная
активность
декабрь
Общение
познакомить детей со свойствами снега (белый, холодный, лепится в комки,
тает в тепле, превращается в воду);
□ побуждать создавать образ снежинки из палочек;
□ познакомить детей с приемом накладывания при конструировании «горки»;
□ развивать цветовое восприятие и мелкую моторику
□ продолжать знакомить детей с тестом как художественным материалом;
□ развивать тактильные ощущения, мелкую моторику;
□ формировать умение детей создавать образ снегопада;
□ закрепить умение рисовать пятнышки ватными палочками;
□ вызвать у детей интерес к изображению снежинок;
□ побуждать раскатывать комок пластилина прямыми движениями ладоней;
□ побуждать детей создавать образ снегопада из пластилина;
□
воспитывать интерес к природе и передаче своих впечатлений в
изобразительной
деятельности
□ упражнять в ходьбе по наклонной доске вверх и вниз;
□ познакомит с броском мешочка вдаль правой и левой рукой;
□ упражнять ползать на четвереньках по гимнастической скамейке;
□ развивать внимание и координацию движений
□ продолжать закреплять знания детей о зиме, как времени года;
□ воспитывать умение вслушиваться в рассказ воспитателя, отвечать на
вопросы
по его содержанию;
□ побуждать детей видеть и называть предметы, изображенные на картине;
□ развивать познавательный интерес и расширять знания детей об играх зимой
□
2
4
4
2
21
Восприятие смысла
сказок, стихов,
рассматривание
картинок
декабрь
познакомить с содержанием картины «Зимние забавы»;
уточнить представления о зимних играх;
активизировать словарь по теме «Зима»;
познакомить с содержанием сказки «Рукавичка», помочь понять
содержание
□
□
□
□
2
Зимушка - зима пришла, праздник чудесный принесла
Математические
представления ,
сенсорные эталоны и
познавательные
действия
Экспериментирование
с материалами
и веществами
рисование/лепка
Двигательная
активность
Общение
вызвать интерес детей действовать на определенной плоскости в
соответствии
с указаниями взрослого: найди, покажи, положи;
□ формировать умение складывать ёлочку из 3 треугольников разного
размера;
□ развивать умение украшать елочку из геометрических фигур;
□ доставить детям радость от украшения новогодней ёлочки совместно со
взрослыми;
□ закрепить умение раскатывать жгутики и прикреплять к столбику «Вот какая
елочка»;
□ развивать умение отщипывать кусочки пластилина и украшать новогоднюю
елочку;
□ закрепить навык рисования красками, используя нетрадиционную технику
«Елка в праздник нарядилась»
□
воспитывать интерес к рисованию красками, аккуратность,
самостоятельность
□ упражнять в ходьбе с высоким подниманием ног;
□ познакомить с катанием мяча;
□ повторить ползание через скамейку;
□ упражнять в ходьбе по ребристой доске;
□ повторить в умении взойти на ящик и сойти с него;
□ закреплять умение ползать и подлезать под веревку;
□ развивать чувство равновесия и ориентировку в пространстве
□ побуждать детей замечать особенности новых предметов, выражать их
словами;
□ активизировать речь детей: праздник, елочка, елочные игрушки;
□
2
4
4
2
22
формировать умение понимать несложный сюжет рассказа воспитателя и
отвечать на вопросы;
□ побуждать детей слушать звучащую образную стихотворную речь и
эмоционально
откликаться на его содержание и инсценирование;
□ воспитывать эстетические чувства
□ вызвать у детей чувство радости предстоящего новогоднего праздника,
праздника
новогодней елки;
□ развивать у детей слуховую сосредоточенность, желание повторять
отдельные
слова стихотворения;
□ воспитывать эмоциональные чувства радости от увиденного на картине
□
Восприятие смысла
сказок, стихов,
рассматривание
картинок
2
В зимнем лесу (дикие звери)
январь
Математические
представления,
сенсорные эталоны и
познавательные
действия
Экспериментирование
с материалами
и веществами
рисование/лепка
побуждать совершенствовать элементарные действия с кирпичиками
(укладывать
кирпичики на широкую, узкую грань, приставляя друг к другу);
□ упражнять в умении строить домики для зверей, учить различать фигуры по
цвету, величине, ориентируясь на слова (форма, такая, не такая)
□ воспитывать внимательность и аккуратность
□ побуждать детей соединять шарики друг с другом в определенном порядке
и прищипывать мелкие детали: уши, лапки, хвостик;
□ продолжать учить детей рисовать гуашью с использованием кисточки,
ватной
палочки;
□ побуждать лепить образцы на основе валика: раскатывать столбики
прямыми
движениями ладоней и слегка изменять форму, дополнять мелкие детали
(глазки, клювик, хвостик);
□ развивать восприятие, наглядно-образное мышление, воспитывать
самостоятельность, любознательность
□
2
2
23
Двигательная
активность
Общение
Восприятие смысла
сказок, стихов,
рассматривание
картинок
упражнять в ходьбе с высоким подниманием ног;
познакомит с катанием мяча;
повторить ползание и перелезание через скамейку;
развивать внимание и ориентировку в пространстве;
воспитывать двигательную активность
□ побуждать детей узнавать и называть животных леса;
□ развивать восприятие, умение рассматривать изображение и воспитывать
элементарные правила поведения, обозначенные словами «можно»,
«нельзя»;
□ обогащать и активизировать словарь по теме, воспитывать заботливое
отношение
к животным леса
□ закреплять знания детей о диких животных , отметить внешний вид и их
повадки
□ помочь детям понять содержание картинки, формировать умение отвечать
на вопросы;
□ закрепить названия домиков животных
□
□
□
□
□
январь
4
2
2
В зимнем лесу (дикие птицы)
Математические
представления,
сенсорные эталоны и
познавательные
действия
Экспериментирование
с материалами
и веществами
рисование/лепка
побуждать совершенствовать элементарные действия с кирпичиками
(укладывать
кирпичики на широкую, узкую грань, приставляя друг к другу);
□ упражнять в умении строить домики для зверей, учить различать фигуры по
цвету, величине, ориентируясь на слова (форма, такая, не такая)
□ воспитывать внимательность и аккуратность
□ развивать умение правильно держать кисточку, аккуратно рисовать
красками, применяя приём примакивания
□ продолжать учить детей рисовать гуашью с использованием кисточки,
ватной
палочки;
□ побуждать лепить образцы на основе валика: раскатывать столбики
прямыми
движениями ладоней и слегка изменять форму, дополнять мелкие детали
□
2
4
24
Двигательная
активность
Общение
Восприятие смысла
сказок, стихов,
рассматривание
картинок
(глазки, клювик, хвостик);
□ развивать восприятие, наглядно-образное мышление, воспитывать
самостоятельность, любознательность
□ упражнять в ходьбе с высоким подниманием ног;
□ познакомит с катанием мяча;
□ повторить ползание и перелезание через скамейку;
□ развивать внимание и ориентировку в пространстве;
□ воспитывать двигательную активность
□ формировать знания детей об особенностях строения птиц
□ развивать умение замечать и называть особенности поведения птиц (летает,
прыгает, клюёт , пьёт)
развивать умение слушать и понимать содержание коротких стихотворений ,
показывать части тела птиц и называть их
□ помочь детям понять содержание картинки, формировать умение отвечать
на вопросы;
□ закрепить названия домиков животных
□
4
2
2
Любимые сказки малышей
Математические
представления ,
сенсорные эталоны и
познавательные
действия
Экспериментирование
с материалами
и веществами
рисование/лепка
Двигательная
активность
□ развивать
умение называть основные цвета , форму предметов «Круг»
□ развивать
□ развивать
умение рисовать прямые линии карандашом
умение лепить предметы круглой формы круговыи движениями
рук, дополняя деталями (глазки , ручки)
□
□
□
□
□
упражнять в ходьбе с высоким подниманием ног;
познакомит с катанием мяча;
повторить ползание и перелезание через скамейку;
развивать внимание и ориентировку в пространстве;
воспитывать двигательную активность
1
2
2
25
Общение
□ развивать
речевую активность путём использования малых фольклорных
форм
□ развивать умение называть русские народные сказки
Восприятие смысла
сказок, стихов,
рассматривание
картинок
□ воспитывать
желание слушать русские народные сказки, отвечать на
вопросы по содержанию
1
1
Мой любимый Папа
февраль
Математические
представления ,
сенсорные эталоны и
познавательные
действия
Экспериментирование
с материалами
и веществами
рисование/лепка
Двигательная
активность
Общение
Восприятие смысла
сказок, стихов,
побуждать детей выполнять постройки по словесному объяснению
воспитателя,
рассматривания только образец;
□ закрепить навыки детей в постройках транспортных средств, используя
кирпичики,
кубики;
□ формировать представление о величине предметов, умение правильно
ориентироваться на слова: большой, маленький;
□ побуждать детей называть цвета и в названии постройки
□ вызвать у детей интерес к моделированию самолетика;
□ закрепить умение раскатывать комок пластилина прямыми движениями
ладоней;
□ вызвать интерес к созданию композиции «Кораблик мой плывет»
□ упражнять в ходьбе по наклонной доске;
□ повторить ползание и перелезание бревна;
□ упражнять бросать мяч двумя руками;
□ воспитывать смелость и самостоятельность
□ на эмоционально-чувственной основе формировать первые впечатления о
«папином празднике»;
□ воспитывать желание быть «как папа», доброе отношение к своему папе;
□ знать, что в семье все любят друг друга и заботятся о каждом
□ побуждать детей узнавать на фотографиях и называть членов своей семьи;
□ вызвать чувство гордости и радости за благородные поступки родного
□
1
1
2
1
1
26
рассматривание
картинок
человека;
□ воспитывать любовь к близким и родным
февраль
Вот какие наши мамы
Математические
представления ,
сенсорные эталоны и
познавательные
действия
□развивать
умение находить и называть геометрические фигуры «круг» ,
выделять цвет
2
вызвать желание нарисовать маме цветок на 8 марта , познакомить со
строением цветка , учить выделять его части;
□ воспитывать заботливое отношение к маме
3
Экспериментирование
с материалами
и веществами
рисование/лепка
Двигательная
активность
□
Общение
□
Восприятие смысла
сказок, стихов,
рассматривание
картинок
□
□
□
□
□
□
повторить ползание и подлезание под скамейку;
закрепить умение бросать мяч двумя руками;
упражнять в катании мяча в воротики;
формировать у детей представление о празднике мам, создать радостное
настроение, желание выбрать и подарить подарок;
воспитывать доброту, любовь к маме
познакомить с содержанием стихотворения В. Орловой «Мамин праздник»;
вызвать интерес внимательно слушать и понимать стихотворение
4
2
2
Приди, Весна - Красна!
март
упражнять в умении строить домик (скворечник) из строительного
материала;
□ развивать умение соотносить предметы (сравнивать) по величине, по цвету,
ориентируясь на слова (большой-маленький, такой- не такой)
Математические
представления,
сенсорные эталоны и
познавательные
действия
□
Экспериментирование
с материалами
и веществами
□
□
□
2
□ развивать аккуратность, самостоятельность
вызвать интерес к изображению из пластилина (сосульки, солнышко);
формировать умение раскатывать столбики прямыми движениями;
вызвать интерес к изображению весёлого весеннего солнышка;
4
27
рисование/лепка
□ развивать
Двигательная
активность
□
□
□
□
Общение
Восприятие смысла
сказок, стихов,
рассматривание
картинок
умение рисовать кистью и мелкую моторику;
упражнять в ходьбе по гимнастической доске;
упражнять в метании вдаль левой и правой рукой;
упражнять катать мяч друг другу;
совершенствовать прыжок в длину с места
□ формировать у детей понятие «пришла весна», навык любознательности,
называть
предметы и явления окружающего мира (вода, снег, сосулька);
□ побуждать наблюдать, характеризовать природные изменения, сравнивать
зимнее
и весеннее небо;
□ способствовать созданию желания любоваться весенней природой
□ вовлечь детей в игровую ситуацию в процессе знакомства с творчеством М.
Клюковой «Воробей с березы...»;
□ вызвать эмоциональный отклик на сюжет стихотворения;
март
4
2
2
Книжкины именины
Математические
представления ,
сенсорные эталоны и
познавательные
действия
Экспериментирование
с материалами
и веществами
рисование/лепка
Двигательная
активность
закрепить навыки детей в постройках транспортных средств - грузовик,
используя
кирпичики, кубики и пластины;
□ формировать понятие величины и цвета;
□ развивать мелкую моторику и тактильные ощущения
□ побуждать детей создавать образ «лошарика» из пластилина;
□ продолжать учить детей рисовать мячи красками с помощью штампа,
используя
разрезные овощи;
□ вызвать интерес к созданию силуэтных фигурок из теста;
□ воспитывать любознательность, инициативность
□ повторить ползание и пролезание в обруч;
□ познакомить с броском мяча через ленту;
□
1
2
2
28
упражнять в ходьбе по наклонной доске;
развивать умение детей действовать по сигналу
□ побуждать детей описывать игрушку (называть части, величину,
признаки);
□ сравнивать большую и маленькую игрушки;
□ развивать речь, интерес, память
□ познакомить детей с содержанием стихотворения А.Барто «Мячик»;
□ побуждать рассматривать рисунки-иллюстрации, слышать и понимать
воспитателя
□
□
Общение
Восприятие смысла
сказок, стихов,
рассматривание
картинок
март
1
1
Я по улице иду, маму за руку веду
Математические
представления,
сенсорные эталоны и
познавательные
действия
Экспериментирование
с материалами
и веществами
рисование/лепка
□ привлечь внимание детей к строительному материалу ,
конструктивным возможностям
□ формировать умение строить широкую и узкую дорожки
Двигательная
активность
□
□
□
Общение
Восприятие смысла
сказок, стихов,
рассматривание
картинок
его
1
□
продолжать формировать детей правильно держать в руке фломастер и
рисовать
«дорожки» - прямые горизонтальные линии;
□ вызвать интерес лепить столбики - бревнышки для мостика
2
упражнять в катании мяча, ходьбе по ребристой доске;
повторить ползание и перелезание через бревно;
воспитывать смелость и самостоятельность
□ знакомить детей с правилами дорожного движения;
□ познакомить со светофором, рассказать о назначении его цветов
2
помочь детям понять содержание сюжетных картинок «Дорога», «Мой руг
светофор»
□ развивать наблюдательность, память и внимание в названии ранее виденных
предметов;
1
□
1
29
апрель
Мой город - Краснотурьинск
Математические
представления,
сенсорные эталоны и
познавательные
действия
□ развивать
умение находить и называть геометрические фигуры - квадрат,
треугольник, прямоугольник; составлять изображение по образцу
1
Экспериментирование
с материалами
и веществами
рисование/лепка
□ развивать умение рисовать кончиком кисти (огоньки)
□ развивать умение лепить палочки и колбаски, раскатывая
2
Двигательная
активность
□
□
□
□
Общение
Восприятие смысла
сказок, стихов,
рассматривание
картинок
их прямыми
движениями рук
повторить ходьбу по ребристой доске;
упражнять в бросании мяча через ленту;
упражнять в ползании на четвереньках по дорожке до определенного места;
способствовать развитию смелости, ловкости
□ формировать представление о родном городе Краснотурьинск
□ развивать внимание, память, навыки общения
□ обогатить и активизировать словарь по теме
□ развивать умение внимательно рассматривать иллюстрации с изображением
города
□ воспитывать патриотические чувства, любовь к родному городу
2
1
1
Моя семья
Математические
представления,
сенсорные эталоны и
познавательные
действия
□ формировать знание геометрических
фигур (квадрат, круг, треугольник),
развивать умение составлять изображение из геометрических фигур
(человечек)
Экспериментирование
с материалами
и веществами
□ развивать
умение рисовать на ограниченной поверхности тычком (платочек
для мамы)
□ развивать умение лепить из пластилина, раскатывая его прямыми
1
1
30
рисование/лепка
движениями рук и смыкая в кольцо
Двигательная
активность
□
□
□
□
Общение
Восприятие смысла
сказок, стихов,
рассматривание
картинок
повторить ходьбу по ребристой доске;
упражнять в бросании мяча через ленту;
упражнять в ползании на четвереньках по дорожке до определенного места;
способствовать развитию смелости, ловкости
□ формировать знание детей о том, что семья – это самые близкие люди, чтовсе
члены семьи заботятся друг о друге; способствовать тому, чтобы дети знали
имена родителей
□ развивать
2
1
умение внимательно слушать стихотворение, понимать его
содержание
□ формировать знание детей об обязанностях членов семьи, воспитывать
уважительное отношение к близким
1
У нас сегодня с мамой культурная программа,
давай мне мама руку – пойдём в театр кукол
Математические
представления,
сенсорные эталоны и
познавательные
действия
Экспериментирование
с материалами
и веществами
рисование/лепка
Двигательная
активность
□
□
□
□
вызвать интерес к коллективной постройке «Театр для кукол»;
принимать активное участие в обыгрывании постройки;
формировать культуру общения детей в процессе игры;
продолжать знакомство с цветом, формой, величиной
развивать умение раскатывать в ладонях шар, придавая форму печенья
«Угощайся, Мишка!»
□ закрепить умение рисовать ватными палочками «Украсим флажки для
театра!»
□ развивать мелкую моторику, эстетическое восприятие
□ упражнять в ходьбе по ребристой доске;
□ упражнять в ходьбе высоко поднимая ноги, переступая из обруча в обруч;
□ повторить ползание и перелезание через скамейку;
□ упражнять катать мяч друг другу;
□
2
3
3
31
способствовать развитию чувства равновесия, ловкости и смелости
□ побуждать детей слушать сказку в инсценированном варианте и в обычном
пересказе;
□ формировать способность к обобщению путем упражнения детей в подборе
к глаголам соответствующих существительных
□ побуждать детей внимательно слушать сказку;
□ вызвать желание поиграть в сказку, рассматривать рисунки - иллюстрации;
□ совершенствовать умение понимать вопросы и отвечать на них;
□ активизировать речь детей
□
Общение
Восприятие смысла
сказок, стихов,
рассматривание
картинок
1
1
Давайте любить все живое
май
Экспериментирование
с материалами
и веществами
рисование/лепка
Математические
представления ,
сенсорные эталоны и
познавательные
действия
Двигательная
активность
Общение
Май
вызвать интерес к созданию коллективной композиции из пластилина
«Рыбки в аквариуме»;
□ развивать цветовое восприятие и мелкую моторику
□
□
□
развивать умение подбирать предметы по цвету
закрепить знание геометрических фигур (круг , овал)
повторить бросание вдаль двумя руками;
упражнять в ходьбе по гимнастической скамейке;
повторить ползание и перелезание;
развивать ловкость и самостоятельность
□ познакомить с появившимися насекомыми – бабочками, жуками, их
внешним видом, воспитывать бережное отношение к ним;
□ обратить внимание на способы передвижения, среду обитания, работать над
артикуляцией звука «Ж»;
□
□
□
□
1
1
1
1
Этот разноцветный мир
32
Математические
представления,
сенсорные эталоны и
познавательные
действия
Экспериментирование
с материалами
и веществами
рисование/лепка
Двигательная
активность
Общение
Восприятие смысла
сказок, стихов,
рассматривание
картинок
развивать умение делать цветы, используя геометрические фигуры и
прищепки разных цветов;
□ развивать мелкую моторику пальцев;
□
формировать навык группировки предметов по форме, по цвету,
ориентируясь на слова: такая, не такая, разные, одинаковые
□ упражнять в технике рисования пластилином «Зеленые деревья, смотрят к
нам в окно»;
□ развивать умение отщипывать кусочки пластилина и прикладывать к фону и
прижимать пальчиками;
□ закрепить умение рисовать тычком первые весенние цветы;
□ развивать цветовое восприятие, чувство формы
□ упражнять в ходьбе со сменой направления;
□ повторить бросание в горизонтальную цель;
□ упражнять в ходьбе по наклонной доске;
□ упражнять в ползании по гимнастической скамейке;
□ развивать смелость и координацию движений
□ побуждать видеть красоту окружающего мира;
□ познакомить с зелёной травкой, одуванчиком, его строением;
□ продолжать побуждать детей отвечать на вопросы;
□ активизировать в речи употребление имён прилагательных, глаголов;
□ воспитывать бережное отношение к природе.
□ познакомить с содержанием картины «На лугу»;
□ побуждать участие в беседе по содержанию картины
□ познакомить с содержанием стихотворения Степанова «Одуванчик»;
□ закрепить знания о природных явлениях.
□
2
4
4
2
2
Лето-лето к нам идёт
Математические
представления ,
сенсорные эталоны и
познавательные
действия
развивать умение подбирать предметы по цвету и форме , закрепить знание
геометрической фигуры «овал»
□
1
33
Экспериментирование
с материалами
и веществами
рисование/лепка
Двигательная
активность
Общение
Восприятие смысла
сказок, стихов,
рассматривание
картинок
ИТОГО
□ развивать умение рисовать одуванчики большой кистью приёмом тычка
□ развивать умение вдавливать детали в готовый силуэт на цветной картон
1
, образуя объёмную поделку
упражнять в ходьбе со сменой направления;
повторить бросание в горизонтальную цель;
□ упражнять в ходьбе по наклонной доске;
□ упражнять в ползании по гимнастической скамейке;
□ развивать смелость и координацию движений
□ развивать умение видеть красоту окружающего мира
□ познакомить с одуванчиком и его строением
□ активизировать употребление в речи имён прилагательных и глаголов
□ развивать умение воспринимать на слух стихотворные произведения,
проговаривать отдельные слова за воспитателем
□
□
2
1
1
238
34
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Обеспечение методическими материалами
1. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО» / Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и
др. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. – 352с.
2. Комплексно – тематическое планирование образовательной деятельности с детьми раннего возраста по программе «Детство» / авт.сост. З.И. Самойлова. – Изд. 2-е, перераб. – Волгоград : Учитель, 2017. – 178с.
3. Познавательное развитие ребенка раннего дошкольного возраста. Планирование образовательной деятельности. – СПб. : ООО
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. – 256с.
4. Развивающие игры, упражнения, комплексные занятия для детей раннего возраста (с 1 года до 3-х лет) – СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО
«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. – 176с. – (Из опыта работы по программе «Детство»).
5. Данилова Е.А. Пальчиковые игры. – М., ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС»,2010. – 95 с. - (Раннее развитие)
6. Картушина М.Ю. Забавы для малышей: Театрализованные развлечения для детей 2 – 3 лет. – 2-е изд. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 192с.
(Ранний возраст).
7. Картушина М.Ю. Развлечения для самых маленьких. Сценарии досугов для детей первой младшей группы. – М.: ТЦ Сфера, 2010. –
96с. (Ранний возраст)
8. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Ранний
возраст. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2008.-144с., 16л. Вкл.
9. Конструирование с детьми раннего дошкольного возраста. Конспекты совместной деятельности с детьми 2 – 3 лет: учеб.-метод.
пособие. – СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. – 160 с.
10. А.В. Стефанко. Организация воспитательно-образовательного процесса в группе для детей раннего дошкольного возраста (с 2-х до
3-х лет). – СПб. : «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. – 160 с.
11.
Спортивно – развивающие занятия. Первая младшая группа: планирование, разработки, рекомендации / авт.-сост. И.В.
35
Померанцева и др. – Волгоград: Учитель, 2008.-104 с.
12.
Продуктивная деятельность с детьми младшего возраста. Авт.-сост. Е.В. Полозова. Учебно - методическое пособие для
воспитателей и методистов.- ЧП Лакоценин С.С., Воронеж. - 2007
13.
Полозова Е.В. Развивающие тренажеры из бросового материала: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.-
Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2006. – 48с. 2006.
14.
Дружная семейка: Программа адаптации детей к ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2007. 128с.
15.
Гризик Т.И. Давай поиграем, малыш! : дидакт. Пособия для развития детей раннего возраста, сделанные руками взрослых :
пособиедля воспитателей и родителей / Т.И. Гризик. – М. : Просвещение, 2008. – 31 с. :ил.
16.
Комарова Л.Д. Дидактические и логические игрыс цветными крышками: Учебное пособие. - - СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС».
2007 – 16 с., цв. Вкладка.
17.
Кислинская Т.А. Гениальность на кончиках пальцев: Развивающие игры-потешки для детей от1года до 4 лет. – М.: Генезис,
2009. – 120 с.: с ил.
18.
Комарова Л.Д. Дидактические и логические игры с цветными крышками: Учебное пособие. - - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС».
2007. – 16 с., цв. Вкладка.
36
3.2. Учебный план
(План занятий с детьми раннего возраста)
основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования
на 2023-2024 учебный год
Вид деятельности
Количество часов в неделю
(минуты/кол-во занятий)
Игровая
Реализуется в течение всего времени
пребывания ребенка в ДОУ
Математические представления, сенсорные эталоны и
познавательные действия
10 мин (1)
Экспериментирование с материалами и веществами
рисование
10 мин (1)
лепка
10 мин (1)
Общение
10 мин (1)
Восприятие смысла сказок, стихов, рассматривание картинок
10 мин (1)
Двигательная активность
20 мин (2)
Итого количество часов в неделю:
90 минут (9)
37
Примечание: самообслуживание и действия с бытовыми предметами (в помещении и на открытом воздухе),
совместные игры со сверстниками под руководством взрослого организуются в ходе режимных моментов и в
самостоятельной деятельности детей.
пятн четверг
ица
Среда
вторник
понедельник
РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ на 2023 – 2024 учебный год группа раннего возраста (с 1,5 до 3-х лет)
1. Экспериментирование с материалами и веществами
09.00-09.10
Аппликация/конструирование
Перерывы между периодами занятий (непрерывной образовательной деятельности) - не менее 10 минут
2. Двигательная активность
1. Восприятие смысла музыки
9.20-9.30
09.00-09.10
Перерывы между периодами занятий (непрерывной образовательной деятельности) - не менее 10 минут
2. Математические представления; сенсорные эталоны и
познавательные действия
1. Экспериментирование с материалами и веществами
рисование
09.20-09.30
09.00-09.10
Перерывы между периодами занятий (непрерывной образовательной деятельности) - не менее 10 минут
2. Общение
09.20-09.30
развитие речи
1. Восприятие смысла сказок, стихов, рассматривание картинок
09.00-09.10
Перерывы между периодами занятий (непрерывной образовательной деятельности) - не менее 10 минут
2. двигательная активность
1.Восприятие смысла музыки
09.20-09.30
09.00-09.10
Перерывы между периодами занятий (непрерывной образовательной деятельности) - не менее 10 минут
38
2. Экспериментирование с материалами и веществами
лепка
09.20-09.30
3.3. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Все групповое пространство доступно детям: игры, дидактический материал, атрибуты, игрушки, в том числе
сделанные своими руками из бросового материала.
«Центр развития эмоций» - имеются различные озвученные игрушки: колокольчики, бубен, барабан, металлофон,
маракас, погремушка с бубенцами, дудочки, гитара музыкальная, губная гармошка, ложки деревянные.
«Центр ряженья» - имеются различные атрибуты: бусы, шапочки, ленты и т.п. Ребята смотрят в зеркало и
наряжаются с помощью взрослого в юбочки, платочки.
«Центр сенсорного развития» - игрушки и пособия блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, дидактический материал
М. Монтессори, тематические конструктора, мозаики, шнуровки, занимательные пирамидки и другие игрушки, которые
оказывают влияние на развитие малыша, а именно сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения, речи.
Центр «Жилая комната», которая важна для успешного развития ребят. В центре собраны игрушки и предметы,
которые максимально приближают детей к окружающим их предметам быта: муляжи фрукты и овощи, игровой набор
«Продукты», игровой набор «Посуда», куклы, куклы – пупсы, коляски, детская мебель.
«Центр двигательной активности»
включает в себя технические игрушки:
машины-самосвалы,
легковые
автомобили, тележки, каталки, мячи. Они дают возможность детям активно двигаться.
«Спортивно – игровой центр» включает в себя: мячи разной величины, корригирующие дорожки, кегли,
погремушки, мешочки с песком, кубики, пенечки, цветные платочки, флажки, цветные ленточки, шишки, грибочки,
обручи маленькие. Они дают возможность детям развиваться физически.
39
«Познавательно-речевой центр», здесь можно познакомиться с персонажами из сказок; рассматривать ярко
красочные «Книжки-малышки», разрезные картинки, предметные картинки, кубики с картинками, различные виды
театра. Он способствует развитию познавательных процессов: мышления, внимания, памяти и речи ребенка.
Такая организация развивающей предметно-пространственной среды группы раннего возраста наиболее
рациональна, так как она учитывает основные направления развития ребенка и способствует его благоприятному
развитию.
3.4. Педагогическая диагностика
Педагогическая диагностика воспитателя преимущественно направлена на изучение ребенка дошкольного
возраста для познания его индивидуальности и оценки его развития как субъекта познания, общения и деятельности; на
понимание мотивов его поступков, видение скрытых резервов личностного развития, предвидение его поведения в
будущем.
Анализ осуществляется через:
наблюдение за ребёнком;
изучение продуктов деятельности ребёнка (рисунки, аппликации и т.д.);
беседы с ребёнком.
Педагогическая диагностика проходит в соответствии с Комплексно-тематическим планом образовательной
деятельности (октябрь, апрель).
Результаты педагогической диагностики заносятся в «Карту индивидуального маршрута развития» ребёнка.
Инструментарий мониторинговых наблюдений:
показатель проявляется «ЯРКО» - зелёный кружок;
39
показатель проявляется «НЕСТАБИЛЬНО» - жёлтый кружок;
показатель проявляется «РЕДКО» – красный кружок».
Педагог делает вывод, отмечает те пункты, которые вызывают особую тревогу. Подводит итог с учётом
отклонений (+, -). Отклонения полученных результатов от намеченных нормативов не требует стремительного
изменения и вмешательства в процесс развития ребенка, а предполагает анализ качества процессов и условий,
обеспечивающих эти результаты.
Результаты диагностики используются преимущественно для обнаружения сильных сторон
ребенка
и
определения перспектив его развития. Полученная в результате диагностики информация и сделанные на ее основе
выводы помогают педагогу предположить возможные действия ребенка в разных ситуациях и понять, какие достижения
ребенка следует всячески поддержать и развивать дальше, в чем именно требуется оказать этому ребенку помощь. С
учётом отклонений (+,-) педагог планирует воспитательно-образовательную работу на следующий учебный год.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
(оценка индивидуального развития ребёнка раннего возраста от 1,5 до 3 лет жизни)
учебный год
Фамилия, имя ребенка
Показатели развития
Достижения ребенка
степень проявления
октябрь
1
апрель
2
40
1. Образовательная область «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»
Отображает в игре простейшие действия с предметами
Передает несложный сюжет из нескольких игровых действий
Активно включается в парные игры со взрослыми
Ребенок демонстрирует ярко выраженную потребность в общении
Умеет действовать с предметами в соответствии с их социальным назначением
Активно подражает сверстникам и взрослым
Стремится к самостоятельности, проявляя активность и инициативность
Ребенок копирует известные действия, движения, слова взрослых
Обращается к взрослому с просьбой о помощи
2.Образовательная область «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
Ребенок уверенно вкладывает плоскостные и объемные фигуры в отверстия соответствующих форм;
Группирует предметы по цвету (основные), величине, форме
Умеет расположить предметы в порядке увеличения и уменьшения;
Успешно выполняет несложное конструирование из кубиков и включает их в игру;
Активно экспериментирует с предметами, действуя по-разному (стучит, поворачивает, катает,
просовывает в отверстие).
3.Образовательная область «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
Проявляет интерес к книгам
Демонстрирует запоминание первых сказок (отдельные слова, действия)
Эмоционально позитивно реагирует на песенки и потешки
Демонстрирует достаточный активный словарь (называет предметы и их части, частично действия и
качества предметов);
Способен вступать в диалог со взрослыми и сверстниками (обращается с просьбой, привлекает внимание
к своим действиям, задает вопросы «Кто?», «Что?» и ждет на них ответа)
4. Образовательная область «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Ребенок рисует каракули как случайные метки, оставляемые на бумаге карандашом или красками в
зависимости от движения руки, начинает давать им название;
41
Возникают простейшие изображения домик в виде полукруга, квадратик — машина и др.);
Контролирует
зрением; овладевает приемами раскатывания (колбаски), сплющивания (тарелочки,
блины), круговыми движениями (яблочки, шарики, конфеты), используя глину, пластилин;
Активно реагирует на музыку
С удовольствием двигается под музыку
Слушает простые произведения
5. Образовательная область «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Ребенок владеет основными движениями (ходьба в разных направлениях, с перешагиванием через
предметы (высотой 10 см), в различном темпе, бег в разных направлениях и к цели, непрерывный в
течение 30—40 с; прыжки на месте и с продвижением вперед);
Воспроизводит простые движения по показу взрослого;
Охотно выполняет движения, имитационного характера, участвует в несложных сюжетных подвижных
играх, организованных взрослым;
ИТОГО
Достижения проявляются «ЯРКО»
Достижения проявляются «НЕСТАБИЛЬНО»
Достижения проявляются «РЕДКО»
42
Приложение
Календарный план воспитательной работы на 2023 – 2024 учебный год
Направления воспитания
физическое и
оздоровительное
Ценности
здоровье,
знание
Мероприятия
«Я сам» - выполняющие действия по
самообслуживанию: мытье рук,
раздевание, пользование горшком и т.д.
Инициативность при выполнении
игровых физических упражнений и в
подвижных играх
«Бабушка рядышком с дедушкой» праздничная открытка
социальное; этикочеловек, семья, «Кто у нас хороший» - хороводные игры
«Осенний коллаж» - детское творчество
эстетическое
дружба,
познавательное,
культура и
«Собираем листочки в ведёрки» трудовое
красота,
трудовая деятельность
знание,
труд
социальное
человек,
«Лапа помощи» - акция
познавательное, физическо- сотрудничество «В гостях у бабушки Арины» - занятие
«В гостях у лесных жителей» - занятие
оздоровительное
знание
Коллаж «Поздравляем папу»
социальное; этикочеловек, семья, «Поможем кукле Маше убрать игрушки»
эстетическое,
- игровая ситуация
дружба,
труд
Коллаж «Поздравляем маму»
трудовое
Трудовое
труд
«Книжкина больница» - акция
Участники
педагоги,
семьи
воспитанников,
воспитанники
Сроки
ежедневно
воспитанники
сентябрь
семьи
воспитанников,
воспитанники
педагоги
воспитанники
октябрь
семьи
воспитанников
воспитанники
декабрь
ноябрь
43
трудовое,
социальное,
познавательное, этикоэстетическое
социальное; этикоэстетическое
социальное; этикоэстетическое
познавательное,
патриотическое,
социальное
этико-эстетическое
труд,
человек,
сотрудничество
природа,
знание
человек, семья,
дружба
человек, семья,
дружба
знание,
человек, семья,
дружба,
Родина
«Мы лопатки в руки взяли и снежок весь
убрали» - трудовая деятельность
«Покормите птиц зимой» - акция
воспитанники,
семьи
воспитанников
январь
«Папу поздравляют малыши» стенгазета
«Маму поздравляют малыши» праздничный утренник
«Посадка семян однолетних растений
лука» - трудовая деятельность
«Моя семья» - выставка семейного
творчества
воспитанники,
педагоги
воспитанники,
педагоги
воспитанники,
педагоги
семьи
воспитанников
февраль
культура и
красота
«Музыкальная шкатулка» - развлечение
воспитанники,
педагоги
май
март
Апрель
44
План работы с родителями в группе раннего возраста
на 2023-2024 гг.
Сентябрь
1. Родительское собрание «Этот удивительный ранний
возраст»
2. Информационное окно «Как помочь ребёнку в период адаптации»
3. Памятка «Возрастные особенности детей раннего возраста»
Октябрь
1. Информационное окно «Профилактика кишечных инфекций»
2. Памятка «режим – главное условие здоровья малыша»
3. Анкета «Мой ребёнок и его индивидуальные особенности»
Ноябрь
1. Коллаж «Маму поздравляют малыши»
2. Информационное окно «Почитайте детям (подборка стихов о семье)»
Декабрь
1. Родительское собрание «Роль игры в жизни ребёнка»
2. Мастер-класс «Играем пальчиками – развиваем речь»
3. Информационное окно «Профилактика ОРВИ и ГРИППА»
Январь
1. Информационное окно «Как правильно одеть ребёнка зимой»
2. Памятка «Использование фольклора в развитии речи детей»
Февраль
1. Выставка работ «Подарок для папы»
45
2. Информационное окно «Роль семьи в воспитании ребёнка»
Март
1. Утренник «Маму поздравляют малыши»
2. Папка-передвижка «Игры и упражнения по развитию речи детей раннего возраста»
Апрель
1. Информационное окно «Почитайте детям»
2. Оформление фотоальбома «Моя семья»
Май
1. Папка-передвижка «Ко Дню Победы»
2. Родительское собрание «Чему научились наши дети за год»
Июнь
1. Совместная трудовая деятельность с родителями на участке
2. Памятка «Опасность укуса клещей»
Июль
1. Папка-передвижка «Безопасное лето»
2. Информационное окно «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»
Август
1. Информационное окно «Витамины для детей летом»
Информационное окно «Профилактика детского травматизма»
46