Рабочая программа педагога - дети 2 года жизни

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 23»
УТВЕРЖДЕНО
Приказом
от «28» августа 2023 № 38 -ОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по освоению детьми от 1,5 до 3 лет
основной общеобразовательной программы
дошкольного образования

Калинина К.А.
воспитатель
ГО Краснотурьинск 2023 год

СОДЕРЖАНИЕ
1
1.1.
1

1.1.2
1.1.3
1.1.4
2
2.1.
2.2.
3

Целевой раздел
Пояснительная записка
Цели и задачи реализации рабочей программы по освоению детьми от 1,5 до 3
лет
. жизни образовательной программы ДО
1
.
1
Цель и задачи воспитания
Принципы и подходы к организации образовательного процесса
Планируемые результаты освоения детьми от 1,5 до 3 образовательной программы ДО
Содержательный раздел
Характеристики особенностей развития детей от 1,5 до 3 жизни
Тематическое планирование занятий

3
3
4

6

7
7
9
13

Организационный раздел

3.3.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

35
37
38

3.4.

Педагогическая диагностика

39

3.1.
3.2.

Обеспечение методическими материалами
Учебный план

Приложение «Календарный план воспитательной работы»

44

2

1. Ц Е Л Е В О Й Р А З Д Е Л
1.1. Пояснительная записка
Нормативно-правовое обеспечение
Программа разработана в соответствии с современными нормативными документами:
 Федеральный закон от 29.12.2012. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
 Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон
«Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в
Российской Федерации»
 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 999-р «Об утверждении Стратегии
развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом
Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г.,
регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в
Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264);
 Федеральная образовательная программа дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения
России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный №
71847);
 Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам – образовательным программам дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России
от 31 июля 2020 года № 373, зарегистрировано в Минюсте России 31 августа 2020 г., регистрационный № 59599);
 Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» утверждены постановлением Главного государственного
санитарного врача РФ от 28.09. 2020 г. № 28;

3

 Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению

безопасности и безвредности для человека факторов среды обитания» утверждены постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от 28.01. 2021 г. № 02
 Государственная программа Свердловской области «Реализация молодежной политики и патриотического
воспитания граждан в Свердловской области до 2024 года»;
 Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78-ОЗ "Об образовании в Свердловской области (с
изменениями)";
 Стратегия развития воспитания в Свердловской области до 2025 года.
Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе
части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО.
1.1. 1. Цели и задачи реализации рабочей программы
 Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Задачи:
- создавать условия для благоприятной адаптации ребенка к ДОО;
- поддерживать пока еще непродолжительные контакты со сверстниками, интерес к сверстнику;
- формировать элементарные представления: о себе, близких людях, ближайшем предметном окружении;
- создавать условия для получения опыта применения правил социального взаимодействия.
 Образовательная область «Познавательное развитие»
Задачи:
- поощрять целенаправленные моторные действия, использование наглядного действенного способа в решении
практических жизненных ситуаций, находить предмет по образцу или словесному указанию;
- формировать стремление детей к подражанию действиям взрослых, понимать обозначающие их слова;
- формировать умения ориентироваться в ближайшем окружении;
- развивать познавательный интерес к близким людям, к предметному окружению, природным объектам;
- развивать умения узнавать объекты живой и неживой природы ближайшего окружения, отличать их по наиболее
ярким проявлениям и свойствам, замечать явления природы, поддерживать стремления к взаимодействию с ними.
4

 Образовательная область «Речевое развитие»
Задачи:
- развитие понимания речи: закреплять умение понимать слова, обозначающие предметы, некоторые действия,
признаки, размер, цвет, местоположение; понимать речь взрослого и выполнять его просьбы; выполнять несложные
поручения;
- развитие активной речи: побуждать детей использовать накопленный запас слов по подражанию и самостоятельно,
упражнять в замене звукоподражательных слов общеупотребительными; способствовать развитию диалогической речи,
воспроизводить за взрослым отдельные слова и короткие фразы; побуждать детей употреблять несложные для
произношения слова и простые предложения;
- развивать умение слушать чтение взрослым наизусть потешек, стихов, песенок, сказок с наглядным сопровождением
(картинки, игрушки, книжки-игрушки, книжки-картинки);
- развивать у детей умение эмоционально откликаться на ритм и мелодичность пестушек, песенок, потешек, сказок;
- поддерживать положительные эмоциональные и избирательные реакции в процессе чтения произведений фольклора и
коротких литературных художественных произведений;
- формировать умение показывать и называть предметы, объекты, изображенные в книжках-картинках; показывая,
называть совершаемые персонажами действия;
- воспринимать вопросительные и восклицательные интонации поэтических произведений;
побуждать договаривать (заканчивать) слова и строчки знакомых ребенку песенок и стихов.
 Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Задачи:
- развивать у детей способность слушать художественный текст и активно (эмоционально) реагировать на его
содержание;
- обеспечивать возможности наблюдать за процессом рисования, лепки взрослого, вызывать к ним интерес;
- поощрять у детей желание рисовать красками, карандашами, фломастерами, предоставляя возможность ритмично
заполнять лист бумаги яркими пятнами, мазками, линиями;
- развивать у детей умение прислушиваться к словам песен и воспроизводить звукоподражания и простейшие
интонации;
5

- развивать у детей умение выполнять под музыку игровые и плясовые движения, соответствующие словам песни и
характеру музыки.

 Образовательная область «Физическое развитие»
Задачи:
- создавать условия для последовательного становления первых основных движений (бросание, катание, ползание,
лазанье, ходьба) в совместной деятельности педагога с ребенком;
- создавать условия для развития равновесия и ориентировки в пространстве;
- поддерживать желание выполнять физические упражнения в паре с педагогом;
- привлекать к участию в играх-забавах, игровых упражнениях, подвижных играх, побуждать к самостоятельным
действиям;
- укреплять здоровье ребенка средствами физического воспитания, способствовать усвоению культурно-гигиенических
навыков для приобщения к здоровому образу жизни.
1.1.2. Цель и задачи воспитания
Цель воспитания – личностное развитие воспитанников и создание условий для их позитивной социализации на
основе базовых ценностей российского общества через:
- формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям, себе;
- овладение первичными представлениями о базовых ценностях, а также выработанных обществом нормах и
правилах поведения;
- приобретение первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с базовыми национальными
ценностями, нормами и правилами, принятыми в обществе.
Задачи воспитания:
в воспитании детей раннего возраста

6

- формировать первичный опыт социальной жизни (что можно делать, а что делать нельзя; учить здороваться,
отвечать на приветствие взрослого, благодарить; поддерживать проявление первых самостоятельных желаний; развивать
желание выполнять просьбу воспитателя, поощряя детские инициативы;
- поддерживать доброжелательные взаимоотношения детей, развивать эмоциональную отзывчивость,
привлекать к конкретным действиям помощи, заботы, участия (пожалеть, помочь, ласково обратиться);
- способствовать становлению первичных представлений ребёнка о себе, о своем возрасте, поле, о родителях и
членах семьи;
- развивать самостоятельность, уверенность, ориентацию на одобряемое взрослым поведение.
1.1.3 Принципы и подходы к организации образовательного процесса
Программа построена на следующих принципах:
1
2
3

полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возрастов),
обогащение (амплификация) детского развития;
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором
сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
содействие и сотрудничество детей и родителей (законных представителей), совершеннолетних членов семьи,
принимающих участие в воспитании детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов, а также
педагогических работников

1.1.4 Планируемые результаты освоения детьми от 1,5 до 3 лет жизни образовательной программы ДО
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
 ребенок демонстрирует элементарные культурно-гигиенические навыки, владеет простейшими навыками
самообслуживания (одевание, раздевание, самостоятельно ест и тому подобное);
 ребенок стремится к общению со взрослыми, реагирует на их настроение;
 ребенок проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им; играет рядом;
 ребенок понимает и выполняет простые поручения взрослого;
7

 ребенок стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
 ребенок способен направлять свои действия на достижение простой, самостоятельно поставленной цели; знает, с
помощью каких средств и в какой последовательности продвигаться к цели;
 ребенок активно действует с окружающими его предметами, знает названия, свойства и назначение многих
предметов, находящихся в его повседневном обиходе;
 ребенок в играх отображает действия окружающих ("готовит обед", "ухаживает за больным" и другое),
воспроизводит не только их последовательность и взаимосвязь, но и социальные отношения (ласково обращается с
куклой, делает ей замечания), заранее определяет цель ("Я буду лечить куклу").
Образовательная область «Познавательное развитие»:
 ребенок различает и называет основные цвета, формы предметов, ориентируется в основных пространственных и
временных отношениях;
 ребенок осуществляет поисковые и обследовательские действия;
 ребенок знает основные особенности внешнего облика человека, его деятельности; свое имя, имена близких;
демонстрирует первоначальные представления о населенном пункте, в котором живет (город, село и так далее);
 ребенок имеет представления об объектах живой и неживой природы ближайшего окружения и их особенностях,
проявляет положительное отношение и интерес к взаимодействию с природой, наблюдает за явлениями природы,
старается не причинять вред живым объектам.
Образовательная область «Речевое развитие»:
 ребенок владеет активной речью, использует в общении разные части речи, простые предложения из 4-х слов и
более, включенные в общение; может обращаться с вопросами и просьбами;
 ребенок проявляет интерес к стихам, сказкам, повторяет отдельные слова и фразы за взрослым;
 ребенок рассматривает картинки, показывает и называет предметы, изображенные на них.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
 ребенок с удовольствием слушает музыку, подпевает, выполняет простые танцевальные движения;
 ребенок эмоционально откликается на красоту природы и произведения искусства;
 ребенок осваивает основы изобразительной деятельности (лепка, рисование) и конструирования: может выполнять
уже довольно сложные постройки (гараж, дорогу к нему, забор) и играть с ними; рисует дорожки, дождик, шарики;
лепит палочки, колечки, лепешки.
8

Образовательная область «Физическое развитие»
 у ребенка развита крупная моторика, он активно использует освоенные ранее движения, начинает осваивать бег,
прыжки, повторяет за взрослым простые имитационные упражнения, понимает указания взрослого, выполняет
движения по зрительному и звуковому ориентирам; с желанием играет в подвижные игры;

2. С О Д Е Р Ж А Т Е Л Ь Н Ы Й Р А З Д Е Л
2.1 Характеристики особенностей развития детей с 1,5 до 3 лет жизни
Период раннего детства имеет ряд качественных физиологических и психических особенностей, которые
требуют создания специальных условий для развития детей этого возраста.
Повышенная ранимость организма ребенка, недостаточная морфологическая и функциональная зрелость органов
и систем (быстрый темп развития осуществляется на весьма неблагоприятном фоне – при незрелости
психофизиологических функций организма, а это повышает ранимость). Малыши в большей степени подвержены
заболеваниям из-за несовершенства деятельности внутренних органов, высокого уровня утомляемости, им трудно
переключится с одной деятельности на другую, соответственно доминантой становится процесс возбуждения и
как следствие - неустойчивое эмоциональное состояние.
Взаимосвязь физического и психического развития – это общая закономерность, присущая любому возрасту, но
в раннем детстве она проявляется особенно ярко, потому что в этот период происходит становление всех функций
организма.
Именно в раннем детстве учеными отмечается наиболее прочная связь и зависимость умственного и социального
9

развития от физического состояния и настроения ребенка (например: ухудшение здоровья отражается на отношении
к окружающему; снижается восприимчивость, притупляется ориентировочная реакция, дети теряют приобретенные
умения: речевые, двигательные, социальные).
Яркая специфика психофизиологических и индивидуальных различий (особенно в раннем возрасте важно
учитывать индивидуальные, психофизиологические различи – уровень активности, регулярность биоритмов, степень
комфортности при адаптации любого вида; настроение, интенсивность реакций, порог чувствительности,
отвлекаемость, упорство и внимание).
Этому возрасту свойственно удовлетворение ребёнком естественных психофизиологических потребностей:
сенсомоторной потребности; потребность в эмоциональном контакте.
Специфичностью проявления нервных процессов у ребенка - это:
 легкость выработки условных рефлексов, но при этом же сложность их изменения;
 повышенная эмоциональная возбудимость;
 сложность переключения процессов возбуждения и торможения;
 повышенная эмоциональная утомляемость.
Развитие детей раннего возраста имеет свою неповторимую специфику, что выражается, в тесной взаимосвязи
физиологических и психологических компонентов.

10

2.2. Задачи образовательной деятельности
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие
 создавать условия для благоприятной адаптации ребенка к ДОО;
 поддерживать пока еще непродолжительные контакты со сверстниками, интерес к сверстнику;
 формировать элементарные представления: о себе, близких людях, ближайшем предметном окружении;
 создавать условия для получения опыта применения правил социального взаимодействия

Образовательная область «Познавательное развитие»
 поощрять целенаправленные моторные действия, использование наглядного действенного способа в решении
практических жизненных ситуаций, находить предмет по образцу или словесному указанию;
 формировать стремление детей к подражанию действиям взрослых, понимать обозначающие их слова;
 формировать умения ориентироваться в ближайшем окружении;
 развивать познавательный интерес к близким людям, к предметному окружению, природным объектам;
 развивать умения узнавать объекты живой и неживой природы ближайшего окружения, отличать их по наиболее
ярким проявлениям и свойствам, замечать явления природы, поддерживать стремления к взаимодействию с ними.
Образовательная область «Речевое развитие»
 развитие понимания речи: закреплять умение понимать слова, обозначающие предметы, некоторые действия,
признаки, размер, цвет, местоположение; понимать речь взрослого и выполнять его просьбы; выполнять
несложные поручения;
 развитие активной речи: побуждать детей использовать накопленный запас слов по подражанию и
самостоятельно, упражнять в замене звукоподражательных слов общеупотребительными; способствовать
развитию диалогической речи, воспроизводить за взрослым отдельные слова и короткие фразы; побуждать детей
употреблять несложные для произношения слова и простые предложения;
 развивать умение слушать чтение взрослым наизусть потешек, стихов, песенок, сказок с наглядным
11


















сопровождением (картинки, игрушки, книжки-игрушки, книжки-картинки);
развивать у детей умение эмоционально откликаться на ритм и мелодичность пестушек, песенок, потешек, сказок;
поддерживать положительные эмоциональные и избирательные реакции в процессе чтения произведений
фольклора и коротких литературных художественных произведений;
формировать умение показывать и называть предметы, объекты, изображенные в книжках-картинках; показывая,
называть совершаемые персонажами действия;
воспринимать вопросительные и восклицательные интонации поэтических произведений;
побуждать договаривать (заканчивать) слова и строчки знакомых ребенку песенок и стихов.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
развивать у детей способность слушать художественный текст и активно (эмоционально) реагировать на его
содержание;
обеспечивать возможности наблюдать за процессом рисования, лепки взрослого, вызывать к ним интерес;
поощрять у детей желание рисовать красками, карандашами, фломастерами, предоставляя возможность ритмично
заполнять лист бумаги яркими пятнами, мазками, линиями;
развивать у детей умение прислушиваться к словам песен и воспроизводить звукоподражания и простейшие
интонации;
развивать у детей умение выполнять под музыку игровые и плясовые движения, соответствующие словам песни и
характеру музыки.
Образовательная область «Физическое развитие»
создавать условия для последовательного становления первых основных движений (бросание, катание, ползание,
лазанье, ходьба) в совместной деятельности педагога с ребенком;
создавать условия для развития равновесия и ориентировки в пространстве;
поддерживать желание выполнять физические упражнения в паре с педагогом;
привлекать к участию в играх-забавах, игровых упражнениях, подвижных играх, побуждать к самостоятельным
действиям;
12

2.3. Тематическое планирование занятий
Сроки

Виды деятельности

Тема / Задачи

Количество
занятий

Следом за летом Осень идет, желтые песни ей ветер поет

сентябрь

Математические
представления,
сенсорные эталоны и
познавательные
действия
Экспериментирование
с материалами
и веществами
рисование/лепка
Двигательная
активность

Общение

познакомить детей с цветовой гаммой осенних листьев;
формировать элементарные математические представления (один, много);
побуждать сравнивать предметы по величине: большой, маленький;
побуждать детей к игровым действиям;

2

«Листопад», «Осенний букет» - знакомство детей с пластилином;
развивать тактильные ощущения, мелкую моторику;
«В гости кисточка пришла»,«Вот какие у нас листочки» - знакомство с
кисточкой и красками;
□ побуждать правильно держать кисточку и набирать на ворс краску;
□ воспитывать любознательность и интерес к изобразительной деятельности
□ упражнять в ходьбе в прямом направлении, в ползании;
□ упражнять в ходьбе по ограниченной поверхности;
□ упражнять в ползание и подлезание под воротца
□ побуждать бросать мяч двумя руками вперед;
□ развивать чувство равновесия, внимания и умение реагировать на слово;
□ познакомить с приметами осени: падают листочки, дети надели пальто и
куртки
развивать наблюдательность;
□ расширять запас понимаемых слов, знания об окружающих предметах;
□ обращать внимание на величину, цвет, форму рассматриваемых предметов;
□ дать детям представление о том, где что растет: на клумбе, на грядке, в
огороде;
□ побуждать узнавать и называть цветы, овощи, дерево, кусты, трава;
□ формировать умение понимать слова, обозначающие их

4

□
□
□
□
□
□
□

4

2

13

Восприятие смысла
сказок, стихов,
рассматривание
картинок

побуждать детей рассматривать картинку;
обучать внимательному прослушиванию сказки,
рассматриванию
иллюстраций
к ней;
□ запомнить последовательность действий персонажей;
□ чтение стихотворения А. Плещеева «Осень»;
□ продолжать знакомить детей с цветовой гаммой осенних листьев;
□ сравнивать листья по величине: большой, маленький
□
□

2

Дары осени
Математические
представления,
сенсорные эталоны и
познавательные
действия
Экспериментирование
с материалами
и веществами
рисование/лепка
Двигательная
активность
Общение
Восприятие смысла
сказок, стихов,
рассматривание
картинок

□ развивать

умение раскладывать готовые силуэты фруктов и овощей ,
формировать знание геометрических фигур

2

□ формировать умение раскатывать округлую форму
□ познакомить с нетрадиционным рисованием ватными палочками, пальчиком
, тычком

3

□ развивать навыки ходьбы по ограниченной поверхности, формировать
умение бросать мяч
□ формировать знания о том, что фрукты растут в саду на деревьях, овощи –на
грядке; они имеют разную форму, размер цвет
□ побуждать детей рассматривать картинку;
□
обучать внимательному прослушиванию сказки,
рассматриванию
иллюстраций
к ней;

3
2
1

Бабушки и дедушки – самые родные
Экспериментирование
с материалами и
веществами

□ развивать

умение катать шарики на плоской поверхности

1
14

октябрь

Двигательная
активность

□ развивать навыки ходьбы по ограниченной поверхности, формировать
умение бросать мяч

1

Восприятие смысла
стихов , сказок
Рассматривание
картинок

□ развивать

1

понимание речи, понимать слова , обозначающие членов семьи

В гостях у бабушки Арины (домашние животные и птицы)
Математические
представления,
сенсорные эталоны и
познавательные
действия
Экспериментирование
с материалами
и веществами
рисование/лепка

□ знакомить с геометрическими фигурами (круг, треугольник)
□ развивать умение дифференцировать по размеру

2

□

побуждать интерес к созданию объемных и силуэтных фигурок из
пластилина (теста);
□ развивать мелкую моторику, тактильные ощущения;
□ побуждать детей изображать «зернышки» для курочки карандашами;
□ формировать интерес и положительное отношение к рисованию

4

Двигательная
активность

□
□
□
□

упражнять в ходьбе в прямом направлении;
повторить бросание мяча;
развивать ориентировку в пространстве;
упражнять в ползание и перелезание через скамейку
□ побуждать детей узнавать животных, называть, выделять части: хвостик,
ушки,
глазки, гребешок, клювик;
□ совершенствовать знания о домашних животных: кошка, собачка,
сравнивать
и выделять отличительные черты: лает, мяукает;
□ развивать тактильное восприятие: мягкая, пушистая;
□ вызвать у детей интерес к несложному сюжету инсценировки и учить

4

Общение

2

15

Восприятие смысла
сказок, стихов,
рассматривание
картинок

понимать
вопросы по содержанию рассказа воспитателя
□ отметить характерные особенности животного (лапы, хвост, уши, когти);
□ повадки кошки (лакает молоко, ходит тихо, выгибает спинку);
□ вызвать у детей желание погладить кошку, покормить, проявить заботу о
ней;
□ побуждать детей внимательно слушать художественные произведения
и рассматривать рисунки - иллюстрации;
□ упражнять в звукоподражании голосам животных и птиц
□ обогатить и активизировать словарь по теме

октябрь

2

А мой папа лучше всех!
Математические
представления,
сенсорные эталоны и
познавательные
действия

□ развивать

умение подбирать предметы по размеру ()

Экспериментирование
с материалами и
веществами

□

развивать умение правильно держать в руке карандаш, рисовать круги,
равномерно располагая их на ограниченной поверхности
□ развивать умение круговыми движениями рук раскатывать шарики,
сплющивать их между ладонями

2

Двигательная
активность

□ упражнять в ходьбе в прямом направлении;
□ повторить бросание мяча;
□ развивать ориентировку в пространстве;
□ упражнять в ползание и перелезание через скамейку

2

Общение

□
□

Восприятие смысла
сказок, стихов,
рассматривание
картинок

□ развивать

воспитывать уважительное отношение к отцу
формировать знания об обязанностях, труде папы

умение внимательно слушать стихотворение и понимать его
содержание, отвечать на вопросы по содержанию стихотворения

1

1
1

16

Лесные жители - лисы, волки и медведи
Математические
представления,
сенсорные эталоны и
познавательные
действия
Экспериментирование
с материалами
и веществами
рисование/лепка

Двигательная
активность
Общение

Восприятие смысла
сказок, стихов,
рассматривание
картинок

упражнять в умении определять игрушку на ощупь;
развивать тактильные ощущения;
способствовать запоминанию игрушек;
побуждать строить забор для зоопарка, ставя кирпичики на узкую и
широкую грань.
□ побуждать раскатывать пластилин между ладонями, различать красный
цвет;
□ вызвать интерес к созданию образа ёжика, вставлять иголки в туловище,
вылепленное педагогом;
□ побуждать рисовать иголки – прямые, вертикальные линии;
□ вызвать желание рисовать ягодки и яблочки ватными палочками;
□ развивать чувство ритма и цвета;
□ упражнять в ходьбе в прямом направлении;
□ познакомить с выполнением прыжка вперед на двух ногах;
□ побуждать бросать мяч двумя руками вперед;
□ развивать ориентировку в пространстве
□ побуждать детей узнавать и называть животных леса, выделять наиболее
яркие
характерные особенности животных;
□ формировать способность детей к диалогической речи;
□ закрепить название домиков животных леса;
□ формировать умение детей сравнивать и делать простейшие выводы
□ познакомить с содержанием сказки В. Бианки «Лис и мышонок»;
□ побуждать различать животных, угадывать их по описанию;
□ вызвать интерес к рассматриванию иллюстрации;
□ обогатить словарь по теме (названия животных, части тела животных)
□
□
□
□

ноябрь

2

3

3
1

1

Ванька-встанька неваляшка
Математические
представления,

□
□

познакомить с новой игрушкой – неваляшкой;
формировать умение сравнивать составляющие неваляшки;

1
17

сенсорные эталоны и
познавательные
действия
Экспериментирование
с материалами
и веществами
рисование/лепка
Двигательная
активность
Общение

Восприятие смысла
сказок, стихов,
рассматривание
картинок

ноябрь

формировать умение отщипывать небольшие кусочки пластилина от
большого;
□ побуждать раскатывать пластилин круговыми движениями;
□ формировать умение украшать готовые изделия (платье, шапочка) при
помощи ватной палочки;
□ закреплять чувство цвета и ритма;
□ познакомить с броском на дальность правой и левой рукой;
□ упражнять в ходьбе по гимнастической доске;
□ упражнять в ползании и переступании веревки (рейки);
□ развивать ловкость и координацию движений
□ продолжать знакомить детей с неваляшкой, отметить характерные
особенности неваляшки: голова, лицо, руки;
□ побуждать детей находить и показывать игрушки по названию;
□ прививать любовь, желание играть с ней
□ вызвать у детей желание слушать стихотворение, проговаривать слова;
□ помочь запомнить и активизировать в речи названия предметов, действий,
качеств:
ванночка, мыло, мыльница, полотенце, намыливать, смывать мыло,
вытирать,
горячая, холодная, теплая вода;
□ формировать зрительное восприятие картины и понимание сюжета;
□ воспитывать культурно-гигиенические навыки и опрятность
□

2

3
2
1

Вот красивая игрушка, а зовут её Матрёшка
Математические
представления,
сенсорные эталоны и
познавательные
действия

□ развивать

умение разбирать и складывать трёхместную матрёшку,
ориентируясь на размер, обратить внимание на размер – одна большая, и
много – поменьше

1

18

Экспериментирование
с материалами
и веществами
рисование/лепка

Двигательная
активность
Общение
Восприятие смысла
сказок, стихов,
рассматривание
картинок

побуждать лепить игрушки, состоящие из деталей разного размера;
вызвать интерес к лепке угощений для кукол на тесте;
закрепить умение рисовать кисточкой горизонтальные линии «Дорожка для
матрешки»
□ закрепить умение рисовать пятнышки ватными палочками или пальчиками
«Украсим сарафанчик»
□
воспитывать аккуратность, самостоятельность, интерес к совместной
продуктивной деятельности
□ упражнять в ходьбе по ребристой доске;
□ упражнять в ползании по дорожке между двумя линиями;
□ познакомить с броском из-за головы двумя руками;
□ развивать внимание и ориентировку в пространстве
□ познакомить с русской народной игрушкой- матрёшка;
□ побуждать замечать особенности новых предметов, выражать их словами;
□ обогатить словарный запас
□ побуждать понимать сюжет картины, и высказываться по поводу
изображенного;
□ предоставить возможность договаривать слова, фразы при чтении
воспитателем знакомых стихотворений;
□ приобщать к рассматриванию рисунков в книгах;
□ развивать умение отвечать на вопросы по содержанию картинок
□
□
□

2

2
1
1

Мама – ты одна такая, очень милая и родная!
Математические
представления,
сенсорные эталоны и
познавательные
действия
Экспериментирование
с материалами
и веществами

развивать умение составлять букет, подбирая цветы по цвету , величине
знакомить с основными цветами

1

развивать умение выкладывать на трафарете силуэты цветов из тыквенных
семечек
□ развивать умение рисовать пальчиками силуэты цветов

2

□
□

□

19

рисование/лепка
ноябрь

Двигательная
активность

□
□
□
□

упражнять в ходьбе по ребристой доске;
упражнять в ползании по дорожке между двумя линиями;
познакомить с броском из-за головы двумя руками;
развивать внимание и ориентировку в пространстве

Общение

□ продолжать прививать чувство любви и
□ развивать умение отвечать на вопросы

Восприятие смысла
сказок, стихов,
рассматривание
картинок

□

уважения к маме

развивать умение рассматривать изображение на картинке, воспитывать
любовь к маме и желанию радовать её

2
1
1

Игрушки все свои люблю

декабрь

Математические
представления,
сенсорные эталоны и
познавательные
действия
Экспериментирование
с материалами
и веществами
рисование/лепка
Двигательная
активность

□ развивать

умение группировать предметы по двум из сенсорных признаков
(цвет, форма)
□ развивать умение выполнять задание по словесному указанию воспитателя

Общение

□

□
□

развивать умение рисовать форму (круг, овал)
развивать умение ориентироваться на листе бумаги

1

2

□ упражнять в ходьбе по ребристой доске;
□ упражнять в ползании по дорожке между двумя линиями;
□ познакомить с броском из-за головы двумя руками;
□ развивать внимание и ориентировку в пространстве

2

развивать умение называть некоторые игрушки, вызвать желание к
звукоподражанию
□ способствовать развитию активной речи

1
20

Восприятие смысла
сказок, стихов,
рассматривание
картинок

□ способствовать

обогащению и разнообразию речи детей путём
ознакомления с произведениями русского фольклора – жанром закличек

1

Здравствуй, Зимушка - зима!
Математические
представления ,
сенсорные эталоны и
познавательные
действия
Экспериментирование
с материалами
и веществами
рисование/лепка

Двигательная
активность
декабрь

Общение

познакомить детей со свойствами снега (белый, холодный, лепится в комки,
тает в тепле, превращается в воду);
□ побуждать создавать образ снежинки из палочек;
□ познакомить детей с приемом накладывания при конструировании «горки»;
□ развивать цветовое восприятие и мелкую моторику
□ продолжать знакомить детей с тестом как художественным материалом;
□ развивать тактильные ощущения, мелкую моторику;
□ формировать умение детей создавать образ снегопада;
□ закрепить умение рисовать пятнышки ватными палочками;
□ вызвать у детей интерес к изображению снежинок;
□ побуждать раскатывать комок пластилина прямыми движениями ладоней;
□ побуждать детей создавать образ снегопада из пластилина;
□
воспитывать интерес к природе и передаче своих впечатлений в
изобразительной
деятельности
□ упражнять в ходьбе по наклонной доске вверх и вниз;
□ познакомит с броском мешочка вдаль правой и левой рукой;
□ упражнять ползать на четвереньках по гимнастической скамейке;
□ развивать внимание и координацию движений
□ продолжать закреплять знания детей о зиме, как времени года;
□ воспитывать умение вслушиваться в рассказ воспитателя, отвечать на
вопросы
по его содержанию;
□ побуждать детей видеть и называть предметы, изображенные на картине;
□ развивать познавательный интерес и расширять знания детей об играх зимой
□

2

4

4
2

21

Восприятие смысла
сказок, стихов,
рассматривание
картинок
декабрь

познакомить с содержанием картины «Зимние забавы»;
уточнить представления о зимних играх;
активизировать словарь по теме «Зима»;
познакомить с содержанием сказки «Рукавичка», помочь понять
содержание
□
□
□
□

2

Зимушка - зима пришла, праздник чудесный принесла
Математические
представления ,
сенсорные эталоны и
познавательные
действия

Экспериментирование
с материалами
и веществами
рисование/лепка

Двигательная
активность

Общение

вызвать интерес детей действовать на определенной плоскости в
соответствии
с указаниями взрослого: найди, покажи, положи;
□ формировать умение складывать ёлочку из 3 треугольников разного
размера;
□ развивать умение украшать елочку из геометрических фигур;
□ доставить детям радость от украшения новогодней ёлочки совместно со
взрослыми;
□ закрепить умение раскатывать жгутики и прикреплять к столбику «Вот какая
елочка»;
□ развивать умение отщипывать кусочки пластилина и украшать новогоднюю
елочку;
□ закрепить навык рисования красками, используя нетрадиционную технику
«Елка в праздник нарядилась»
□
воспитывать интерес к рисованию красками, аккуратность,
самостоятельность
□ упражнять в ходьбе с высоким подниманием ног;
□ познакомить с катанием мяча;
□ повторить ползание через скамейку;
□ упражнять в ходьбе по ребристой доске;
□ повторить в умении взойти на ящик и сойти с него;
□ закреплять умение ползать и подлезать под веревку;
□ развивать чувство равновесия и ориентировку в пространстве
□ побуждать детей замечать особенности новых предметов, выражать их
словами;
□ активизировать речь детей: праздник, елочка, елочные игрушки;
□

2

4

4

2

22

формировать умение понимать несложный сюжет рассказа воспитателя и
отвечать на вопросы;
□ побуждать детей слушать звучащую образную стихотворную речь и
эмоционально
откликаться на его содержание и инсценирование;
□ воспитывать эстетические чувства
□ вызвать у детей чувство радости предстоящего новогоднего праздника,
праздника
новогодней елки;
□ развивать у детей слуховую сосредоточенность, желание повторять
отдельные
слова стихотворения;
□ воспитывать эмоциональные чувства радости от увиденного на картине
□

Восприятие смысла
сказок, стихов,
рассматривание
картинок

2

В зимнем лесу (дикие звери)
январь

Математические
представления,
сенсорные эталоны и
познавательные
действия
Экспериментирование
с материалами
и веществами
рисование/лепка

побуждать совершенствовать элементарные действия с кирпичиками
(укладывать
кирпичики на широкую, узкую грань, приставляя друг к другу);
□ упражнять в умении строить домики для зверей, учить различать фигуры по
цвету, величине, ориентируясь на слова (форма, такая, не такая)
□ воспитывать внимательность и аккуратность
□ побуждать детей соединять шарики друг с другом в определенном порядке
и прищипывать мелкие детали: уши, лапки, хвостик;
□ продолжать учить детей рисовать гуашью с использованием кисточки,
ватной
палочки;
□ побуждать лепить образцы на основе валика: раскатывать столбики
прямыми
движениями ладоней и слегка изменять форму, дополнять мелкие детали
(глазки, клювик, хвостик);
□ развивать восприятие, наглядно-образное мышление, воспитывать
самостоятельность, любознательность
□

2

2

23

Двигательная
активность

Общение

Восприятие смысла
сказок, стихов,
рассматривание
картинок

упражнять в ходьбе с высоким подниманием ног;
познакомит с катанием мяча;
повторить ползание и перелезание через скамейку;
развивать внимание и ориентировку в пространстве;
воспитывать двигательную активность
□ побуждать детей узнавать и называть животных леса;
□ развивать восприятие, умение рассматривать изображение и воспитывать
элементарные правила поведения, обозначенные словами «можно»,
«нельзя»;
□ обогащать и активизировать словарь по теме, воспитывать заботливое
отношение
к животным леса
□ закреплять знания детей о диких животных , отметить внешний вид и их
повадки
□ помочь детям понять содержание картинки, формировать умение отвечать
на вопросы;
□ закрепить названия домиков животных
□
□
□
□
□

январь

4

2

2

В зимнем лесу (дикие птицы)
Математические
представления,
сенсорные эталоны и
познавательные
действия
Экспериментирование
с материалами
и веществами
рисование/лепка

побуждать совершенствовать элементарные действия с кирпичиками
(укладывать
кирпичики на широкую, узкую грань, приставляя друг к другу);
□ упражнять в умении строить домики для зверей, учить различать фигуры по
цвету, величине, ориентируясь на слова (форма, такая, не такая)
□ воспитывать внимательность и аккуратность
□ развивать умение правильно держать кисточку, аккуратно рисовать
красками, применяя приём примакивания
□ продолжать учить детей рисовать гуашью с использованием кисточки,
ватной
палочки;
□ побуждать лепить образцы на основе валика: раскатывать столбики
прямыми
движениями ладоней и слегка изменять форму, дополнять мелкие детали
□

2

4

24

Двигательная
активность

Общение

Восприятие смысла
сказок, стихов,
рассматривание
картинок

(глазки, клювик, хвостик);
□ развивать восприятие, наглядно-образное мышление, воспитывать
самостоятельность, любознательность
□ упражнять в ходьбе с высоким подниманием ног;
□ познакомит с катанием мяча;
□ повторить ползание и перелезание через скамейку;
□ развивать внимание и ориентировку в пространстве;
□ воспитывать двигательную активность
□ формировать знания детей об особенностях строения птиц
□ развивать умение замечать и называть особенности поведения птиц (летает,
прыгает, клюёт , пьёт)
развивать умение слушать и понимать содержание коротких стихотворений ,
показывать части тела птиц и называть их
□ помочь детям понять содержание картинки, формировать умение отвечать
на вопросы;
□ закрепить названия домиков животных
□

4

2
2

Любимые сказки малышей
Математические
представления ,
сенсорные эталоны и
познавательные
действия
Экспериментирование
с материалами
и веществами
рисование/лепка
Двигательная
активность

□ развивать

умение называть основные цвета , форму предметов «Круг»

□ развивать
□ развивать

умение рисовать прямые линии карандашом
умение лепить предметы круглой формы круговыи движениями
рук, дополняя деталями (глазки , ручки)
□
□
□
□
□

упражнять в ходьбе с высоким подниманием ног;
познакомит с катанием мяча;
повторить ползание и перелезание через скамейку;
развивать внимание и ориентировку в пространстве;
воспитывать двигательную активность

1

2

2

25

Общение

□ развивать

речевую активность путём использования малых фольклорных

форм
□ развивать умение называть русские народные сказки
Восприятие смысла
сказок, стихов,
рассматривание
картинок

□ воспитывать

желание слушать русские народные сказки, отвечать на
вопросы по содержанию

1

1

Мой любимый Папа
февраль

Математические
представления ,
сенсорные эталоны и
познавательные
действия

Экспериментирование
с материалами
и веществами
рисование/лепка
Двигательная
активность
Общение

Восприятие смысла
сказок, стихов,

побуждать детей выполнять постройки по словесному объяснению
воспитателя,
рассматривания только образец;
□ закрепить навыки детей в постройках транспортных средств, используя
кирпичики,
кубики;
□ формировать представление о величине предметов, умение правильно
ориентироваться на слова: большой, маленький;
□ побуждать детей называть цвета и в названии постройки
□ вызвать у детей интерес к моделированию самолетика;
□ закрепить умение раскатывать комок пластилина прямыми движениями
ладоней;
□ вызвать интерес к созданию композиции «Кораблик мой плывет»
□ упражнять в ходьбе по наклонной доске;
□ повторить ползание и перелезание бревна;
□ упражнять бросать мяч двумя руками;
□ воспитывать смелость и самостоятельность
□ на эмоционально-чувственной основе формировать первые впечатления о
«папином празднике»;
□ воспитывать желание быть «как папа», доброе отношение к своему папе;
□ знать, что в семье все любят друг друга и заботятся о каждом
□ побуждать детей узнавать на фотографиях и называть членов своей семьи;
□ вызвать чувство гордости и радости за благородные поступки родного
□

1

1
2
1
1
26

рассматривание
картинок

человека;
□ воспитывать любовь к близким и родным

февраль

Вот какие наши мамы
Математические
представления ,
сенсорные эталоны и
познавательные
действия

□развивать

умение находить и называть геометрические фигуры «круг» ,
выделять цвет

2

вызвать желание нарисовать маме цветок на 8 марта , познакомить со
строением цветка , учить выделять его части;
□ воспитывать заботливое отношение к маме

3

Экспериментирование
с материалами
и веществами
рисование/лепка
Двигательная
активность

□

Общение

□

Восприятие смысла
сказок, стихов,
рассматривание
картинок

□
□
□

□
□
□

повторить ползание и подлезание под скамейку;
закрепить умение бросать мяч двумя руками;
упражнять в катании мяча в воротики;
формировать у детей представление о празднике мам, создать радостное
настроение, желание выбрать и подарить подарок;
воспитывать доброту, любовь к маме
познакомить с содержанием стихотворения В. Орловой «Мамин праздник»;
вызвать интерес внимательно слушать и понимать стихотворение

4
2
2

Приди, Весна - Красна!
март

упражнять в умении строить домик (скворечник) из строительного
материала;
□ развивать умение соотносить предметы (сравнивать) по величине, по цвету,
ориентируясь на слова (большой-маленький, такой- не такой)

Математические
представления,
сенсорные эталоны и
познавательные
действия

□

Экспериментирование
с материалами
и веществами

□
□
□

2

□ развивать аккуратность, самостоятельность

вызвать интерес к изображению из пластилина (сосульки, солнышко);
формировать умение раскатывать столбики прямыми движениями;
вызвать интерес к изображению весёлого весеннего солнышка;

4
27

рисование/лепка

□ развивать

Двигательная
активность

□
□
□
□

Общение

Восприятие смысла
сказок, стихов,
рассматривание
картинок

умение рисовать кистью и мелкую моторику;

упражнять в ходьбе по гимнастической доске;
упражнять в метании вдаль левой и правой рукой;
упражнять катать мяч друг другу;
совершенствовать прыжок в длину с места
□ формировать у детей понятие «пришла весна», навык любознательности,
называть
предметы и явления окружающего мира (вода, снег, сосулька);
□ побуждать наблюдать, характеризовать природные изменения, сравнивать
зимнее
и весеннее небо;
□ способствовать созданию желания любоваться весенней природой
□ вовлечь детей в игровую ситуацию в процессе знакомства с творчеством М.
Клюковой «Воробей с березы...»;
□ вызвать эмоциональный отклик на сюжет стихотворения;

март

4
2

2

Книжкины именины
Математические
представления ,
сенсорные эталоны и
познавательные
действия
Экспериментирование
с материалами
и веществами
рисование/лепка
Двигательная
активность

закрепить навыки детей в постройках транспортных средств - грузовик,
используя
кирпичики, кубики и пластины;
□ формировать понятие величины и цвета;
□ развивать мелкую моторику и тактильные ощущения
□ побуждать детей создавать образ «лошарика» из пластилина;
□ продолжать учить детей рисовать мячи красками с помощью штампа,
используя
разрезные овощи;
□ вызвать интерес к созданию силуэтных фигурок из теста;
□ воспитывать любознательность, инициативность
□ повторить ползание и пролезание в обруч;
□ познакомить с броском мяча через ленту;
□

1

2

2
28

упражнять в ходьбе по наклонной доске;
развивать умение детей действовать по сигналу
□ побуждать детей описывать игрушку (называть части, величину,
признаки);
□ сравнивать большую и маленькую игрушки;
□ развивать речь, интерес, память
□ познакомить детей с содержанием стихотворения А.Барто «Мячик»;
□ побуждать рассматривать рисунки-иллюстрации, слышать и понимать
воспитателя
□
□

Общение

Восприятие смысла
сказок, стихов,
рассматривание
картинок
март

1
1

Я по улице иду, маму за руку веду
Математические
представления,
сенсорные эталоны и
познавательные
действия
Экспериментирование
с материалами
и веществами
рисование/лепка

□ привлечь внимание детей к строительному материалу ,
конструктивным возможностям
□ формировать умение строить широкую и узкую дорожки

Двигательная
активность

□
□
□

Общение
Восприятие смысла
сказок, стихов,
рассматривание
картинок

его

1

□

продолжать формировать детей правильно держать в руке фломастер и
рисовать
«дорожки» - прямые горизонтальные линии;
□ вызвать интерес лепить столбики - бревнышки для мостика

2

упражнять в катании мяча, ходьбе по ребристой доске;
повторить ползание и перелезание через бревно;
воспитывать смелость и самостоятельность
□ знакомить детей с правилами дорожного движения;
□ познакомить со светофором, рассказать о назначении его цветов

2

помочь детям понять содержание сюжетных картинок «Дорога», «Мой руг
светофор»
□ развивать наблюдательность, память и внимание в названии ранее виденных
предметов;

1

□

1

29

апрель

Мой город - Краснотурьинск
Математические
представления,
сенсорные эталоны и
познавательные
действия

□ развивать

умение находить и называть геометрические фигуры - квадрат,
треугольник, прямоугольник; составлять изображение по образцу

1

Экспериментирование
с материалами
и веществами
рисование/лепка

□ развивать умение рисовать кончиком кисти (огоньки)
□ развивать умение лепить палочки и колбаски, раскатывая

2

Двигательная
активность

□
□
□
□

Общение
Восприятие смысла
сказок, стихов,
рассматривание
картинок

их прямыми

движениями рук
повторить ходьбу по ребристой доске;
упражнять в бросании мяча через ленту;
упражнять в ползании на четвереньках по дорожке до определенного места;
способствовать развитию смелости, ловкости
□ формировать представление о родном городе Краснотурьинск
□ развивать внимание, память, навыки общения
□ обогатить и активизировать словарь по теме
□ развивать умение внимательно рассматривать иллюстрации с изображением
города
□ воспитывать патриотические чувства, любовь к родному городу

2
1
1

Моя семья
Математические
представления,
сенсорные эталоны и
познавательные
действия

□ формировать знание геометрических

фигур (квадрат, круг, треугольник),
развивать умение составлять изображение из геометрических фигур
(человечек)

Экспериментирование
с материалами
и веществами

□ развивать

умение рисовать на ограниченной поверхности тычком (платочек
для мамы)
□ развивать умение лепить из пластилина, раскатывая его прямыми

1

1
30

рисование/лепка

движениями рук и смыкая в кольцо

Двигательная
активность

□
□
□
□

Общение

Восприятие смысла
сказок, стихов,
рассматривание
картинок

повторить ходьбу по ребристой доске;
упражнять в бросании мяча через ленту;
упражнять в ползании на четвереньках по дорожке до определенного места;
способствовать развитию смелости, ловкости
□ формировать знание детей о том, что семья – это самые близкие люди, чтовсе
члены семьи заботятся друг о друге; способствовать тому, чтобы дети знали
имена родителей
□ развивать

2

1

умение внимательно слушать стихотворение, понимать его

содержание
□ формировать знание детей об обязанностях членов семьи, воспитывать
уважительное отношение к близким

1

У нас сегодня с мамой культурная программа,
давай мне мама руку – пойдём в театр кукол
Математические
представления,
сенсорные эталоны и
познавательные
действия
Экспериментирование
с материалами
и веществами
рисование/лепка
Двигательная
активность

□
□
□
□

вызвать интерес к коллективной постройке «Театр для кукол»;
принимать активное участие в обыгрывании постройки;
формировать культуру общения детей в процессе игры;
продолжать знакомство с цветом, формой, величиной

развивать умение раскатывать в ладонях шар, придавая форму печенья
«Угощайся, Мишка!»
□ закрепить умение рисовать ватными палочками «Украсим флажки для
театра!»
□ развивать мелкую моторику, эстетическое восприятие
□ упражнять в ходьбе по ребристой доске;
□ упражнять в ходьбе высоко поднимая ноги, переступая из обруча в обруч;
□ повторить ползание и перелезание через скамейку;
□ упражнять катать мяч друг другу;
□

2

3

3

31

способствовать развитию чувства равновесия, ловкости и смелости
□ побуждать детей слушать сказку в инсценированном варианте и в обычном
пересказе;
□ формировать способность к обобщению путем упражнения детей в подборе
к глаголам соответствующих существительных
□ побуждать детей внимательно слушать сказку;
□ вызвать желание поиграть в сказку, рассматривать рисунки - иллюстрации;
□ совершенствовать умение понимать вопросы и отвечать на них;
□ активизировать речь детей
□

Общение

Восприятие смысла
сказок, стихов,
рассматривание
картинок

1
1

Давайте любить все живое

май

Экспериментирование
с материалами
и веществами
рисование/лепка
Математические
представления ,
сенсорные эталоны и
познавательные
действия
Двигательная
активность
Общение

Май

вызвать интерес к созданию коллективной композиции из пластилина
«Рыбки в аквариуме»;
□ развивать цветовое восприятие и мелкую моторику
□

□
□

развивать умение подбирать предметы по цвету
закрепить знание геометрических фигур (круг , овал)

повторить бросание вдаль двумя руками;
упражнять в ходьбе по гимнастической скамейке;
повторить ползание и перелезание;
развивать ловкость и самостоятельность
□ познакомить с появившимися насекомыми – бабочками, жуками, их
внешним видом, воспитывать бережное отношение к ним;
□ обратить внимание на способы передвижения, среду обитания, работать над
артикуляцией звука «Ж»;
□
□
□
□

1
1

1
1

Этот разноцветный мир

32

Математические
представления,
сенсорные эталоны и
познавательные
действия
Экспериментирование
с материалами
и веществами
рисование/лепка
Двигательная
активность

Общение

Восприятие смысла
сказок, стихов,
рассматривание
картинок

развивать умение делать цветы, используя геометрические фигуры и
прищепки разных цветов;
□ развивать мелкую моторику пальцев;
□
формировать навык группировки предметов по форме, по цвету,
ориентируясь на слова: такая, не такая, разные, одинаковые
□ упражнять в технике рисования пластилином «Зеленые деревья, смотрят к
нам в окно»;
□ развивать умение отщипывать кусочки пластилина и прикладывать к фону и
прижимать пальчиками;
□ закрепить умение рисовать тычком первые весенние цветы;
□ развивать цветовое восприятие, чувство формы
□ упражнять в ходьбе со сменой направления;
□ повторить бросание в горизонтальную цель;
□ упражнять в ходьбе по наклонной доске;
□ упражнять в ползании по гимнастической скамейке;
□ развивать смелость и координацию движений
□ побуждать видеть красоту окружающего мира;
□ познакомить с зелёной травкой, одуванчиком, его строением;
□ продолжать побуждать детей отвечать на вопросы;
□ активизировать в речи употребление имён прилагательных, глаголов;
□ воспитывать бережное отношение к природе.
□ познакомить с содержанием картины «На лугу»;
□ побуждать участие в беседе по содержанию картины
□ познакомить с содержанием стихотворения Степанова «Одуванчик»;
□ закрепить знания о природных явлениях.
□

2

4

4

2

2

Лето-лето к нам идёт
Математические
представления ,
сенсорные эталоны и
познавательные
действия

развивать умение подбирать предметы по цвету и форме , закрепить знание
геометрической фигуры «овал»
□

1

33

Экспериментирование
с материалами
и веществами
рисование/лепка
Двигательная
активность

Общение
Восприятие смысла
сказок, стихов,
рассматривание
картинок
ИТОГО

□ развивать умение рисовать одуванчики большой кистью приёмом тычка
□ развивать умение вдавливать детали в готовый силуэт на цветной картон

1

, образуя объёмную поделку
упражнять в ходьбе со сменой направления;
повторить бросание в горизонтальную цель;
□ упражнять в ходьбе по наклонной доске;
□ упражнять в ползании по гимнастической скамейке;
□ развивать смелость и координацию движений
□ развивать умение видеть красоту окружающего мира
□ познакомить с одуванчиком и его строением
□ активизировать употребление в речи имён прилагательных и глаголов
□ развивать умение воспринимать на слух стихотворные произведения,
проговаривать отдельные слова за воспитателем
□
□

2

1
1
238

34

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Обеспечение методическими материалами
1. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО» / Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и
др. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. – 352с.
2. Комплексно – тематическое планирование образовательной деятельности с детьми раннего возраста по программе «Детство» / авт.сост. З.И. Самойлова. – Изд. 2-е, перераб. – Волгоград : Учитель, 2017. – 178с.
3. Познавательное развитие ребенка раннего дошкольного возраста. Планирование образовательной деятельности. – СПб. : ООО
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. – 256с.
4. Развивающие игры, упражнения, комплексные занятия для детей раннего возраста (с 1 года до 3-х лет) – СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО
«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. – 176с. – (Из опыта работы по программе «Детство»).
5. Данилова Е.А. Пальчиковые игры. – М., ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС»,2010. – 95 с. - (Раннее развитие)
6. Картушина М.Ю. Забавы для малышей: Театрализованные развлечения для детей 2 – 3 лет. – 2-е изд. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 192с.
(Ранний возраст).
7. Картушина М.Ю. Развлечения для самых маленьких. Сценарии досугов для детей первой младшей группы. – М.: ТЦ Сфера, 2010. –
96с. (Ранний возраст)
8. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Ранний
возраст. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2008.-144с., 16л. Вкл.
9. Конструирование с детьми раннего дошкольного возраста. Конспекты совместной деятельности с детьми 2 – 3 лет: учеб.-метод.
пособие. – СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. – 160 с.
10. А.В. Стефанко. Организация воспитательно-образовательного процесса в группе для детей раннего дошкольного возраста (с 2-х до
3-х лет). – СПб. : «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. – 160 с.
11.

Спортивно – развивающие занятия. Первая младшая группа: планирование, разработки, рекомендации / авт.-сост. И.В.
35

Померанцева и др. – Волгоград: Учитель, 2008.-104 с.
12.

Продуктивная деятельность с детьми младшего возраста. Авт.-сост. Е.В. Полозова. Учебно - методическое пособие для

воспитателей и методистов.- ЧП Лакоценин С.С., Воронеж. - 2007
13.

Полозова Е.В. Развивающие тренажеры из бросового материала: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.-

Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2006. – 48с. 2006.
14.

Дружная семейка: Программа адаптации детей к ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2007. 128с.

15.

Гризик Т.И. Давай поиграем, малыш! : дидакт. Пособия для развития детей раннего возраста, сделанные руками взрослых :

пособиедля воспитателей и родителей / Т.И. Гризик. – М. : Просвещение, 2008. – 31 с. :ил.
16.

Комарова Л.Д. Дидактические и логические игрыс цветными крышками: Учебное пособие. - - СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС».

2007 – 16 с., цв. Вкладка.
17.

Кислинская Т.А. Гениальность на кончиках пальцев: Развивающие игры-потешки для детей от1года до 4 лет. – М.: Генезис,

2009. – 120 с.: с ил.
18.

Комарова Л.Д. Дидактические и логические игры с цветными крышками: Учебное пособие. - - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС».

2007. – 16 с., цв. Вкладка.

36

3.2. Учебный план
(План занятий с детьми раннего возраста)
основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования
на 2023-2024 учебный год

Вид деятельности

Количество часов в неделю
(минуты/кол-во занятий)

Игровая

Реализуется в течение всего времени
пребывания ребенка в ДОУ

Математические представления, сенсорные эталоны и
познавательные действия

10 мин (1)

Экспериментирование с материалами и веществами
 рисование

10 мин (1)

 лепка

10 мин (1)

Общение

10 мин (1)

Восприятие смысла сказок, стихов, рассматривание картинок

10 мин (1)

Двигательная активность

20 мин (2)

Итого количество часов в неделю:

90 минут (9)

37

Примечание: самообслуживание и действия с бытовыми предметами (в помещении и на открытом воздухе),
совместные игры со сверстниками под руководством взрослого организуются в ходе режимных моментов и в
самостоятельной деятельности детей.

пятн четверг
ица

Среда

вторник

понедельник

РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ на 2023 – 2024 учебный год группа раннего возраста (с 1,5 до 3-х лет)

1. Экспериментирование с материалами и веществами

09.00-09.10

Аппликация/конструирование
Перерывы между периодами занятий (непрерывной образовательной деятельности) - не менее 10 минут

2. Двигательная активность
1. Восприятие смысла музыки

9.20-9.30
09.00-09.10

Перерывы между периодами занятий (непрерывной образовательной деятельности) - не менее 10 минут

2. Математические представления; сенсорные эталоны и
познавательные действия
1. Экспериментирование с материалами и веществами
рисование

09.20-09.30
09.00-09.10

Перерывы между периодами занятий (непрерывной образовательной деятельности) - не менее 10 минут

2. Общение

09.20-09.30

развитие речи
1. Восприятие смысла сказок, стихов, рассматривание картинок

09.00-09.10

Перерывы между периодами занятий (непрерывной образовательной деятельности) - не менее 10 минут

2. двигательная активность
1.Восприятие смысла музыки

09.20-09.30
09.00-09.10

Перерывы между периодами занятий (непрерывной образовательной деятельности) - не менее 10 минут

38

2. Экспериментирование с материалами и веществами
лепка

09.20-09.30

3.3. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Все групповое пространство доступно детям: игры, дидактический материал, атрибуты, игрушки, в том числе
сделанные своими руками из бросового материала.
«Центр развития эмоций» - имеются различные озвученные игрушки: колокольчики, бубен, барабан, металлофон,
маракас, погремушка с бубенцами, дудочки, гитара музыкальная, губная гармошка, ложки деревянные.
«Центр ряженья» - имеются различные атрибуты: бусы, шапочки, ленты и т.п. Ребята смотрят в зеркало и
наряжаются с помощью взрослого в юбочки, платочки.
«Центр сенсорного развития» - игрушки и пособия блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, дидактический материал
М. Монтессори, тематические конструктора, мозаики, шнуровки, занимательные пирамидки и другие игрушки, которые
оказывают влияние на развитие малыша, а именно сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения, речи.
Центр «Жилая комната», которая важна для успешного развития ребят. В центре собраны игрушки и предметы,
которые максимально приближают детей к окружающим их предметам быта: муляжи фрукты и овощи, игровой набор
«Продукты», игровой набор «Посуда», куклы, куклы – пупсы, коляски, детская мебель.
«Центр двигательной активности»

включает в себя технические игрушки:

машины-самосвалы,

легковые

автомобили, тележки, каталки, мячи. Они дают возможность детям активно двигаться.
«Спортивно – игровой центр» включает в себя: мячи разной величины, корригирующие дорожки, кегли,
погремушки, мешочки с песком, кубики, пенечки, цветные платочки, флажки, цветные ленточки, шишки, грибочки,
обручи маленькие. Они дают возможность детям развиваться физически.
39

«Познавательно-речевой центр», здесь можно познакомиться с персонажами из сказок; рассматривать ярко
красочные «Книжки-малышки», разрезные картинки, предметные картинки, кубики с картинками, различные виды
театра. Он способствует развитию познавательных процессов: мышления, внимания, памяти и речи ребенка.
Такая организация развивающей предметно-пространственной среды группы раннего возраста наиболее
рациональна, так как она учитывает основные направления развития ребенка и способствует его благоприятному
развитию.
3.4. Педагогическая диагностика
Педагогическая диагностика воспитателя преимущественно направлена на изучение ребенка дошкольного
возраста для познания его индивидуальности и оценки его развития как субъекта познания, общения и деятельности; на
понимание мотивов его поступков, видение скрытых резервов личностного развития, предвидение его поведения в
будущем.
Анализ осуществляется через:
 наблюдение за ребёнком;
 изучение продуктов деятельности ребёнка (рисунки, аппликации и т.д.);
 беседы с ребёнком.
Педагогическая диагностика проходит в соответствии с Комплексно-тематическим планом образовательной
деятельности (октябрь, апрель).
Результаты педагогической диагностики заносятся в «Карту индивидуального маршрута развития» ребёнка.
Инструментарий мониторинговых наблюдений:
показатель проявляется «ЯРКО» - зелёный кружок;
39

показатель проявляется «НЕСТАБИЛЬНО» - жёлтый кружок;
показатель проявляется «РЕДКО» – красный кружок».
Педагог делает вывод, отмечает те пункты, которые вызывают особую тревогу. Подводит итог с учётом
отклонений (+, -). Отклонения полученных результатов от намеченных нормативов не требует стремительного
изменения и вмешательства в процесс развития ребенка, а предполагает анализ качества процессов и условий,
обеспечивающих эти результаты.
Результаты диагностики используются преимущественно для обнаружения сильных сторон

ребенка

и

определения перспектив его развития. Полученная в результате диагностики информация и сделанные на ее основе
выводы помогают педагогу предположить возможные действия ребенка в разных ситуациях и понять, какие достижения
ребенка следует всячески поддержать и развивать дальше, в чем именно требуется оказать этому ребенку помощь. С
учётом отклонений (+,-) педагог планирует воспитательно-образовательную работу на следующий учебный год.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
(оценка индивидуального развития ребёнка раннего возраста от 1,5 до 3 лет жизни)
учебный год
Фамилия, имя ребенка

Показатели развития

Достижения ребенка
степень проявления
октябрь

1

апрель

2

40

1. Образовательная область «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»

 Отображает в игре простейшие действия с предметами
 Передает несложный сюжет из нескольких игровых действий
 Активно включается в парные игры со взрослыми







Ребенок демонстрирует ярко выраженную потребность в общении
Умеет действовать с предметами в соответствии с их социальным назначением
Активно подражает сверстникам и взрослым
Стремится к самостоятельности, проявляя активность и инициативность
Ребенок копирует известные действия, движения, слова взрослых
Обращается к взрослому с просьбой о помощи
2.Образовательная область «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»






Ребенок уверенно вкладывает плоскостные и объемные фигуры в отверстия соответствующих форм;
Группирует предметы по цвету (основные), величине, форме
Умеет расположить предметы в порядке увеличения и уменьшения;
Успешно выполняет несложное конструирование из кубиков и включает их в игру;

 Активно экспериментирует с предметами, действуя по-разному (стучит, поворачивает, катает,
просовывает в отверстие).
3.Образовательная область «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

 Проявляет интерес к книгам
 Демонстрирует запоминание первых сказок (отдельные слова, действия)
 Эмоционально позитивно реагирует на песенки и потешки
 Демонстрирует достаточный активный словарь (называет предметы и их части, частично действия и
качества предметов);
 Способен вступать в диалог со взрослыми и сверстниками (обращается с просьбой, привлекает внимание
к своим действиям, задает вопросы «Кто?», «Что?» и ждет на них ответа)
4. Образовательная область «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

 Ребенок рисует каракули как случайные метки, оставляемые на бумаге карандашом или красками в
зависимости от движения руки, начинает давать им название;
41

 Возникают простейшие изображения домик в виде полукруга, квадратик — машина и др.);
 Контролирует
зрением; овладевает приемами раскатывания (колбаски), сплющивания (тарелочки,
блины), круговыми движениями (яблочки, шарики, конфеты), используя глину, пластилин;
 Активно реагирует на музыку
 С удовольствием двигается под музыку
 Слушает простые произведения
5. Образовательная область «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

 Ребенок владеет основными движениями (ходьба в разных направлениях, с перешагиванием через
предметы (высотой 10 см), в различном темпе, бег в разных направлениях и к цели, непрерывный в
течение 30—40 с; прыжки на месте и с продвижением вперед);
 Воспроизводит простые движения по показу взрослого;
 Охотно выполняет движения, имитационного характера, участвует в несложных сюжетных подвижных
играх, организованных взрослым;
ИТОГО
Достижения проявляются «ЯРКО»
Достижения проявляются «НЕСТАБИЛЬНО»
Достижения проявляются «РЕДКО»

42

Приложение
Календарный план воспитательной работы на 2023 – 2024 учебный год
Направления воспитания
физическое и
оздоровительное

Ценности
здоровье,
знание

Мероприятия
«Я сам» - выполняющие действия по
самообслуживанию: мытье рук,
раздевание, пользование горшком и т.д.
Инициативность при выполнении
игровых физических упражнений и в
подвижных играх
«Бабушка рядышком с дедушкой» праздничная открытка
социальное; этикочеловек, семья, «Кто у нас хороший» - хороводные игры
«Осенний коллаж» - детское творчество
эстетическое
дружба,
познавательное,
культура и
«Собираем листочки в ведёрки» трудовое
красота,
трудовая деятельность
знание,
труд
социальное
человек,
«Лапа помощи» - акция
познавательное, физическо- сотрудничество «В гостях у бабушки Арины» - занятие
«В гостях у лесных жителей» - занятие
оздоровительное
знание
Коллаж «Поздравляем папу»
социальное; этикочеловек, семья, «Поможем кукле Маше убрать игрушки»
эстетическое,
- игровая ситуация
дружба,
труд
Коллаж «Поздравляем маму»
трудовое
Трудовое
труд
«Книжкина больница» - акция

Участники
педагоги,
семьи
воспитанников,
воспитанники

Сроки
ежедневно

воспитанники

сентябрь

семьи
воспитанников,
воспитанники
педагоги
воспитанники

октябрь

семьи
воспитанников
воспитанники

декабрь

ноябрь

43

трудовое,
социальное,
познавательное, этикоэстетическое
социальное; этикоэстетическое
социальное; этикоэстетическое
познавательное,
патриотическое,
социальное
этико-эстетическое

труд,
человек,
сотрудничество
природа,
знание
человек, семья,
дружба
человек, семья,
дружба
знание,
человек, семья,
дружба,
Родина

«Мы лопатки в руки взяли и снежок весь
убрали» - трудовая деятельность
«Покормите птиц зимой» - акция

воспитанники,
семьи
воспитанников

январь

«Папу поздравляют малыши» стенгазета
«Маму поздравляют малыши» праздничный утренник
«Посадка семян однолетних растений
лука» - трудовая деятельность
«Моя семья» - выставка семейного
творчества

воспитанники,
педагоги
воспитанники,
педагоги
воспитанники,
педагоги
семьи
воспитанников

февраль

культура и
красота

«Музыкальная шкатулка» - развлечение

воспитанники,
педагоги

май

март
Апрель

44

План работы с родителями в группе раннего возраста
на 2023-2024 гг.
Сентябрь
1. Родительское собрание «Этот удивительный ранний
возраст»
2. Информационное окно «Как помочь ребёнку в период адаптации»
3. Памятка «Возрастные особенности детей раннего возраста»
Октябрь
1. Информационное окно «Профилактика кишечных инфекций»
2. Памятка «режим – главное условие здоровья малыша»
3. Анкета «Мой ребёнок и его индивидуальные особенности»
Ноябрь
1. Коллаж «Маму поздравляют малыши»
2. Информационное окно «Почитайте детям (подборка стихов о семье)»
Декабрь
1. Родительское собрание «Роль игры в жизни ребёнка»
2. Мастер-класс «Играем пальчиками – развиваем речь»
3. Информационное окно «Профилактика ОРВИ и ГРИППА»
Январь
1. Информационное окно «Как правильно одеть ребёнка зимой»
2. Памятка «Использование фольклора в развитии речи детей»
Февраль
1. Выставка работ «Подарок для папы»
45

2. Информационное окно «Роль семьи в воспитании ребёнка»
Март
1. Утренник «Маму поздравляют малыши»
2. Папка-передвижка «Игры и упражнения по развитию речи детей раннего возраста»
Апрель
1. Информационное окно «Почитайте детям»
2. Оформление фотоальбома «Моя семья»
Май
1. Папка-передвижка «Ко Дню Победы»
2. Родительское собрание «Чему научились наши дети за год»
Июнь
1. Совместная трудовая деятельность с родителями на участке
2. Памятка «Опасность укуса клещей»
Июль
1. Папка-передвижка «Безопасное лето»
2. Информационное окно «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»
Август
1. Информационное окно «Витамины для детей летом»
Информационное окно «Профилактика детского травматизма»

46


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.