Способы и направления поддержки детской инициативы

31.08.2023

Способы и направления поддержки детской инициативы

Необходимым условием развития инициативного поведения является воспитание его в условиях развивающего, не авторитарного общения. Педагогическое общение, основанное на принципах любви, понимания, терпимости и упорядоченности деятельности, станет условием полноценного развития позитивной свободы и самостоятельности ребенка.

            Инициативный ребенок должен уметь реализовать свою деятельность творчески, проявлять познавательную активность. Новизна продукта детской деятельности имеет субъективное, но чрезвычайно важное значение для развития личности ребенка. Развитие творчества зависит от уровня развития когнитивной сферы, уровня развития творческой инициативы, произвольности деятельности и поведения, свободы деятельности, предоставляемой ребенку, а также широты его ориентировки в окружающем мире и его осведомленности.

 

Для инициативной личности характерно:

 

- произвольность поведения;

- самостоятельность;

- развитая эмоционально волевая сфера;

- инициатива в различных видах деятельности;

- стремление к самореализации;

- общительность;

- творческий подход к деятельности;

- высокий уровень умственных способностей;

- познавательная активность.

 

Способы поддержки детской инициативности:

 

·       Создание педагогом проблемной ситуации;

·       Обеспечение разнообразных форм и методов организации совместной деятельности;

·       Составление и обсуждение предстоящей совместной деятельности (ребенок, взрослый);

·       Создание атмосферы заинтересованности каждого ребенка в совместной деятельности;

·       Стимулирование детей к высказываниям, использованию различных материалов, способов выполнения заданий;

·       Использование в ходе совместной деятельности дидактического материала, позволяющего ребенку выбирать наиболее значимые для него вид и форму деятельности;

·       Оценивание и анализ (самооценка, самоанализ) не только конечного результата (правильно - неправильно), но процесса деятельности;

·       Поощрение стремления ребенка находить свой способ решения задачи.Хочу такой сайт

 

Поддержка инициативности ребенка:

 

·      Детское игровое экспериментирование – «От удивления и любопытства к любознательности и стойкому интересу»

·      Создание интеллектуально-игровой среды:

- проектирование;

- игровое моделирование;

- применение системы развивающих игр и игрушек для интеллектуального потенциала детей

·      Переход к новым активным методам обучения:

- формирование поискового стиля мышления;

- формирование интереса к познанию и исследованию;

- развитие у детей доказательного типа рассуждения;

- обучение общим закономерностям будущей деятельности;

- вооружение ребенка методами овладения и синтеза новых знаний (в любой предметной области);

- создание широкого кругозора.

 

            Инициативная личность развивается в деятельности. А так как ведущая деятельность дошкольного возраста игра, то, чем выше уровень развития творческой инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, а, следовательно, и динамичнее развитие личности.

 

Проектная деятельность, напротив, осуществляется в пространстве возможностей, где нет четко заданных норм. В этом случае и педагог, и дети попадают в ситуацию неопределенности. Проектная деятельность ориентирована на исследование как можно большего числа заложенных в ситуации возможностей, а не прохождение заранее заданного (и известного педагогу) пути.

 

Наиболее эффективными формами организации для поддержки детской инициативы являются следующие:

 
  • Познавательные занятия.
  • Совместная исследовательская деятельность взрослого и детей - опыты и экспериментирование.
  • Наблюдение и труд в уголке природы.
  • Совместная деятельность взрослого и детей по преобразованию предметов рукотворного мира и живой природы.
  • Самостоятельная деятельность детей.
 

 Детская деятельность, в том числе самостоятельная, организовывается так, чтобы воспитанник упражнял себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач.

           

            С целью поддержки индивидуального развития ребенка при планировании:

     обозначаются те виды деятельности, в которых ребенок испытывает трудности;

     прописывается тема игрового задания, содержание или источник, которым педагог будет пользоваться.

            Поддержка индивидуальности заключается не только в поддержке ребенка в трудных ситуациях его развития, а также выстраивается взаимодействие с ребенком в «зоне его ближайшего развития», создается его ситуация успеха в освоении культурных практик и видов деятельности.

            Такие данные можно получить исходя из индивидуальной диагностики ребенка.

 
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».