Содержание
I. Комплекс основных характеристик Программы
1.1 Пояснительная записка
3
1.2 Цели, задачи и принципы Программы
4
1.3 Возрастные характеристики особенностей развития детей
дошкольного возраста
1.4 Содержание программы
6
13
1.5 Планируемые результаты
15
II. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
15
2.2. Условия реализации Программы
2.3 Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
2.4 Информационно-методические условия реализации Программы
3. Кадровое обеспечение
3.1 Список литературы
4. Приложения
4.1 Учебный план
17
19
28
29
30
31
31
I. Комплекс основных характеристик Программы
1.1 Пояснительная записка
Программа дополнительного образования разработана на основании:
Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 304 – ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся»
Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи";
Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28 января 2021 г. № 2 "Об утверждении санитарных правил СП 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»;
Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012
г. №273-ФЗ глава 10 статья 75
Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 N 1008 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»
"Мы входим в мир прекрасного" является ступенью многоуровневой музейнопедагогической программы «Здравствуй, музей!», разработанной специалистами
Российского центра музейной педагогики и детского творчества Русского музея.
Программа ориентирована не только на традиционные задачи формирования
художественной культуры и эстетического опыта ребенка, освоение им навыков
материально-художественной деятельности, в том числе с использованием компьютерных
технологий, но и на формирование у детей средней, старшей и подготовительной групп
навыков визуальной культуры.
Для приобщения детей к истокам русской народной культуры и формирования
нравственно-патриотических чувств у детей были определены новые ориентиры, которые
должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. На
основе музейно-педагогической программы «Здравствуй, музей!» создана программа
«Родник», которая имеет хороший потенциал, способствующий возрождению
многовековых традиций России. Формирование фундаментальных черт личности
происходит в процессе накопления ребенком социокультурного опыта в виде чувств,
отношений, знаний. Эффективность этого процесса определяется характером
взаимодействия детей и взрослых, а также системой ценностей. Музейно-педагогическая
работа ДОУ имеет образовательную среду, методический пакет, неиссякаемый интерес к
познанию прошлого.
В основу программы положена система работы по приобретению знаний и
ознакомлению детей с прошлым родного края, с основами русской народной культуры.
В программе учтены концептуальные положения, используемые в ДОУ основной
образовательной программы дошкольного образования МА ДОУ «Детский сад №23
»
Отличительные черты программы:
• Направленность на интеграцию в решении задач в области познавательно-речевого
развития дошкольников (интеграция познавательно-речевого, социально-личностного и
художественно-эстетического развития) осуществляется через освоение представлений о
культурных традициях, обычаях, исторических событиях; обследование свойств и качеств
предметов и явлений в процессе художественно-творческой деятельности и усвоения
нравственных норм и правил.
• Обогащение в рамках педагогического процесса учебного содержания программы
музейным компонентом, а также «погружение» дошкольников в городскую и природную
среду.
Приоритеты программы:
1. Использование в разговорной речи старославянских слов и изречений.
2. Знакомство с национальными окружающими предметами, впервые пробуждающие
душу ребёнка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность.
3. Использование всех видов фольклора (сказки, песенки, потешки, пословицы, поговорки,
хороводы и т.д.) в повседневной деятельности.
4. Знакомство с народными праздниками и традициями. В них фокусируются накопленные
веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными
изменениями, поведением птиц, насекомых, растений.
5. Знакомить детей с народно-декоративным искусством.
1.2 Цели, задачи и принципы Программы
Цели программы
Формирование интереса к познанию истории и культуры наших предков у детей
дошкольного возраста средствами музея.
Задачи
1. Обогащение опыта «насмотренности», знакомя детей с элементами материальной
культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями
труда, одеждой, национальными блюдами.
2. Прививать интерес к культуре русского народа через знакомство с обычаями,
обрядами, праздниками, традициями, народным творчеством, искусством.
3. Развитие художественно-эстетического восприятия и образного мышления.
4. Обогащение опыта познавательной деятельности, направленной на освоение
искусства.
5. Формирование основ музейной культуры; обогащение опыта освоения предмета в
условиях музея, развитие музейной коммуникации, интереса к освоению объекта в
условиях музея.
6. Развитие эмоционально-эстетических, творческих, сенсорных и познавательных
способностей, обеспечивающих более глубокое освоение искусства.
7. Создание условий для проявления детьми эстетических эмоций и чувств,
эмоционально-образного отражения мира; развитие эстетических интересов,
формирование эстетических предпочтений.
Современные дидактические принципы опираются на закономерности обучения,
развития в познавательной деятельности. Применяются следующие принципы:
1. Принцип систематичности и последовательности предполагает, что усвоение
материала идет в определенном порядке, системе; доступность и привлекательность
предлагаемой информации.
«Все должно вестись в неразрывной последовательности так, все сегодняшнее
закрепляло вчерашнее и пролагало дорогу для завтрашнего» - Я.А. Каменский.
Весь материал составляет систему в перспективном планировании и конспектах.
2. Принцип Культуросообразности – воспитание должно основываться на
общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и
специфическими особенностями, присущими традициям.
Весь перспективный план построен на основе народного календаря, в котором четко
прописаны все календарные, народные, обрядовые праздники. Внимание акцентировано
на дни народного календаря, доступные пониманию дошкольников, такие как
«Капустница», Масленица», «Сорока».
3. Принцип сочетания научности и доступности исторического материала, учитывая
приоритет ведущей деятельности дошкольника – игры.
Сущность состоит в том, чтобы ребенок усваивал реальные знания, правильно
отражающие действительность. Тогда в дальнейшем они составят основу соответствующих
научных понятий. Знания могут с разной глубиной отражать действительность, Ученыепсихологи А. М. Мухина, А. А. Люблинская, П. Я. Гальперин идругие, изучая умственную
деятельность дошкольников, доказали, что у шестилетних детей могут быть сформированы
не только полноценные представления, но и простейшие научные понятия, способность к
обогащению, анализу, классификации, группировке знаний, абстрактному мышлению.
Через принцип научности раскрывается перед детьми картина развития мира, изменение
изучаемых объектов, обращается внимание на наиболее важные стороны процесса их
развития, зависимость от внешних условий, места, времени.
Материал дается в игровой форме с использованием определенных методов и приемов,
которые прослеживают путь происхождения предмета, например, «Светит, да не греет»,
«Путешествие в прошлое одежды», «Как появилась ручка» и другие.
4. Принцип интеграции – определяющий глубину взаимосвязи и
проникновения разных видов искусства и разнообразной деятельности детей.
взаимо-
Данная программа может быть реализована за счет интеграции с занятиями по развитию
речи, занятиями познавательного и другого характера.
Так, например, не обойтись без музыкального руководителя при проведении народных
праздников, ведь русский хоровод- это единство слова, музыки, движений. При знакомстве
с дымковской игрушкой нужна помощь педагога по изодеятельности. Совместно с
педагогом по физической культуре проводится развлечение с народными играми
«Молодцы-удальцы».
5. Принцип природосообразности – учитывающий возрастные и индивидуальные
особенности, задатки, возможности обучающихся при включении их в разные виды
деятельности.
Педагогический процесс организуется как процесс, поддерживающий и укрепляющий
здоровье воспитанников, способствующий созданию здорового образа жизни. Строится
соответственно возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников. Опирается на
зону ближайшего развития.
6. Не менее важный принцип педагогики – принцип наглядности, который
просматривается при проведении наблюдений в природе, используя народный календарь
наших предков.
Этот принцип Я.А. Каменский считал «золотым правилом» дидактики, ибо «ничего нет
в уме, чего не было в ощущениях».
Принцип наглядности реализуется с помощью специальных пособий и развивающей
среды. Он соответствует основным формам мышления дошкольника:
Наглядно-действенное
Наглядно-образное
Реальные предметы и наглядные образы способствуют правильной организации
мыслительной деятельности ребенка, обеспечивает понимание и прочное запоминание.
Например, 27 сентября на Воздвижение выставляется кочан капусты, педагог
рассматривает его с детьми, вспоминают, как выращивают капусту, далее идет рассказ о
том, что наши предки с сегодняшнего дня начинали рубить капусту (ее квасили –
заготавливали на зиму); далее идет показ рубки капусты в деревянном корыте, используя
тяпку, затем дети пробуют капустные листья, кочерыжки, стряпаем пирожки с капустой –
в этот день люди отмечали праздник «Капустница». Во вторую половину дня проводится
праздник «Капустница».
1.3. Возрастные характеристики особенностей развития детей младшего
дошкольноговозраста
Младшим дошколятам свойственна конкретность и образность мышления,
неустойчивость внимания, интересов и эмоций, преобладание игровой мотивации и др.
Социально-эмоциональное развитие ребенка характеризуется активизацией
общения и совместных игр с детьми и взрослыми. Дети любят обмениваться игрушками.
Проявляют желание помогать взрослым, они в состоянии выполнять простые обязанности
и поручения по дому.
Развитие общей моторики и мелкой моторики рук усложняется. Формируются
графические навыки. Дети от 3 до 4 лет могут бросать мяч через голову, хватать катящийся
мяч. Они спускаются по лесенке вниз, попеременно переставляя ноги. Прыгают на одной
ноге, могут стоять на одной ноге по несколько минут. Сохраняет равновесие на качелях.
Хорошо держат карандаш пальцами. Собирают конструкции из большого числа кубиков
(до 8-9).
К 5 годам дошкольник уверенно прыгает на одной ноге, попеременно на одной и
другой ноге, ходит по бревну. Подбрасывает вверх мяч и ловит его двумя руками. Мелкая
моторика рук в среднем дошкольном возрасте хорошо развивается за счет обучения
складыванию бумаги в несколько раз (доступны элементы оригами), нанизывания бусин на
толстую леску или проволоку, лепки из глины и пластилина. Закрепляются навыки
самообслуживания: шнурует ботинки.
Развивается
зрительно-двигательная
координация
в
предметно-игровой
деятельности. К 4 годам дети могут обводить по контурам, копируют крест, срисовывают
фигуру в форме шестигранника. Разбирают и складывают шестисоставную матрешку,
вставляют фигурки в прорези, складывают, разрезанную на 2-3 части, картинку путем
целенаправленных проб. Собирают небольшие конструкции из кубиков по подражанию.
5- летние дети разбирают и складывают матрешку (трехсоставную и
четырехсоставную) путем примеривания или зрительного соотнесения. Складывание
пирамидки так же идет путем зрительного соотнесения и уже с учетом величины колец. Так
же складывается разрезанная на 2-3 части картинка.
Интенсивное речевое развитие и понимание речи выражается в том, что ребенок 4
лет умеет определять и называть цвет, форму, вкус, используя слова-определения. В этот
период дошкольного возраста словарный запас существенно повышается за счет названия
основных предметов. Формируется понимание степеней сравнения (самый близкий, самый
высокий и т.п.). Дошкольник понимает и применяет в речи полоролевые различия (он папа, она - мама). Осваивает временные понятия и использует прошедшее и настоящее
время. Может слушать довольно длинные сказки и рассказы. Считает до 5. Выполняет
двусоставные указания-инструкции (принеси красный кубик и синий шар).
К 5 годам осваивает обобщающие слова, называет животных и их детенышей,
профессии людей, части предметов. Пересказывает знакомые сказки с помощью взрослых,
читает наизусть короткие стихотворения.
К 5 годам значительно развивается память и внимание: ребенок запоминает до 5 слов
по просьбе взрослого; выполняет поручения, состоящие из 2-3 последовательных действий.
Удерживает внимание на интересной для него деятельности до 15-20 минут.
Формируются математические понятия и навыки счета: к 4-5 годам дети считают
до 5. Используют в речи слова «много» и «один»; называют геометрические фигуры и
формы (треугольник, круг, квадрат, куб, шар). Научаются выделять геометрические фигуры
в окружающих предметах. Знают и называют времена года и части суток (утро, день, вечер,
ночь). Различают правую и левую руку.
Особенности возраста:
Речь начинает выполнять контролирующую функцию.
Усложняются волевые проявления (умение подчинять свое поведение
правилам в игре).
Повышенная познавательная активность.
Продолжает сохраняться ситуативно-деловая форма общения со
сверстником.
Интерес к другому ребенку как к своему отражению. Чаще видит в другом
отрицательные черты. Происходит рефлексия своих поступков через реакцию другого
ребенка.
Усложнение сюжетно -ролевой игры.
Появление осознанности собственных действий.
Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
Ведущая потребность в этом возрасте - потребность в общении; творческая
активность.
1. Ведущая деятельность - сюжетно-ролевая игра.
2. Ведущая функция - воображение.
Особенности возраста:
общение со взрослым ситуативно-личностное;
проявление произвольности всех психических процессов;
в общении со сверстниками происходит переход от ситуативно-деловой
формы к вне ситуативно-деловой;
проявление творческой активности во всех видах деятельности;
развитие фантазии;
половая идентификация.
Ребенок становится самостоятельным, он независим от взрослого, его отношения со
взрослыми расширяются.
Беседы ребенка со взрослым в это время сосредоточены на взрослом мире и для
дошкольника важно знать - «как нужно», он стремится к взаимопониманию и
сопереживанию со старшими. Благодаря взрослому, ребенок усваивает нравственные
законы, учится оценивать свои поступки и поступки окружающих его людей.
Родители выступают для ребенка как образец поведения. Дошкольник очень чутко
воспринимает замечания и указания взрослого и это является благоприятным условием
для воспитания, обучения, а также подготовки ребенка к школе. По мере усвоения норм и
правил поведения они становятся теми мерками, которыми пользуется ребенок в оценке
других людей. Но приложить эти мерки к себе самому ребенку очень трудно.
Переживания, захватывающие ребенка и толкающие его на те или иные поступки,
заслоняют от него смысл совершенных поступков. Умением сравнивать себя с другими
ребенок овладевает к старшему дошкольному возрасту и это служит основой правильной
самооценки. У ребенка формируется самосознание, которое проявляется в самооценке и
осмыслении своих переживаний.
Самооценка формируется к концу дошкольного возраста и проявляется в умении,
выполнять практические действия, и моральные качества, которые выражаются в
подчинении или неподчинении правилам поведения, выделенным в данном коллективе.
Например, ребенок может правильно оценивать себя в рисовании, переоценивать себя в
овладении грамотой и критерии, которые использует дошкольник при самооценке зависят
от педагога. Дети, имеющие высокую самооценку чувствуют себя в детском коллективе
увереннее, смелее, они активны, проявляют свои интересы, способности, ставят высокие
цели. При низкой самооценке происходит все наоборот. Но еще есть слишком завышенная
самооценка, которая может привести к возникновению агрессивности и высокомерия.
В старшем дошкольном возрасте дети с интересом ищут и находят смешное в
небылицах, в путаницах и очень любят сочинять сами. В рисунках появляются попытки
изобразить смешные движения. Чем ребенок старше, тем чаще его привлекает юмор
ситуации.
Уделяйте достаточно времени познавательным беседам с детьми. Начинайте читать
им не только художественную, но и познавательную литературу. Не спешите показывать
иллюстрации (особенно низкого художественного качества). Благодаря вашим рассказам,
просмотру познавательных телепередач, видеофильмов ребенок отрывается от мира "здесь
и сейчас". Пятилетний ребенок часто задает вопрос: "Почему?".
Проявляйте уважение к его интеллектуальному труду. Шутки и насмешливый
критический тон при обсуждении мыслей ребенка недопустимы. Сверстник становится
интересен как партнер по играм. Ребенок страдает, если никто не хочет с ним играть.
Формирование социального статуса каждого ребенка во многом определяется тем, какие
оценки ему дадут воспитатели.
Негативные оценки можно давать только поступкам ребенка, а не ему самому, и
только "с глазу на глаз”, а не при всех. Дети играют небольшими группами от двух до пяти
человек. Иногда эти группы становятся постоянными по составу. Таким образом,
появляются первые друзья - те, с кем у ребенка лучше всего налаживается
взаимопонимание.
После четырех с половиной лет многие начинают проявлять активный интерес к
буквам и цифрам. Не тормозите искусственно процесс развития ребенка, однако не следует
ставить задачу как можно скорее научить его читать.
Недостатки воспитания к этому возрасту оформляются в устойчивые неприятные
черты характера. Мягко и неагрессивно корректируйте негативные проявления.
Оценивайте поступок ребенка, а не его личность в целом. Если малыш не захотел
поделиться конфетами с другом, "пожадничал", он должен сам понять это, но ни в коем
случае не обобщайте, не называйте его жадным.
Возрастные особенности детей подготовительной к школе группы 6-7 лет.
Социальное развитие:
дети 6 лет уже умеют общаться со сверстниками и взрослыми, знают основные
правила общения;
хорошо ориентируются не только в знакомой, но и в незнакомой обстановке;
способны управлять своим поведением (знают границы дозволенного, но нередко
экспериментируют, проверяя, нельзя ли расширить эти границы);
стремятся быть хорошими, первыми, очень огорчаются при неудаче:
тонко реагируют на изменение отношения, настроения взрослых.
Организация деятельности:
дети шестилетнего возраста способны воспринимать инструкцию и по ней
выполнять задание, но даже если поставлены цель и четкая задача действий, то они
все еще нуждаются в организующей помощи,
они могут планировать свою деятельность, а не действовать хаотично, методом проб
и ошибок, однако алгоритм сложного последовательного действия самостоятельно
выработать еще не могут,
ребята способны сосредоточенно, без отвлечения работать по инструкции 10-15
минут, затем им требуется небольшой отдых или изменение вида деятельности,
они способны оценить в общем качество своей работы, при этом ориентированы на
положительную оценку и нуждаются в ней,
способны самостоятельно исправить ошибки и вносить коррекцию по ходу
деятельности.
Интеллектуальное развитие:
дети шестилетнего возраста способны к систематизации, классификации и
группировке процессов, явлений, предметов, к анализу простых причинноследственных связей,
они проявляют самостоятельный интерес к животным, к природным объектам и
явлениям, наблюдательны, задают много вопросов,
с удовольствием воспринимают любую новую информацию,
имеют элементарный запас сведений и знаний об окружающем мире, быте, жизни.
Развитие внимания:
шестилетки способны к произвольному вниманию, однако устойчивость его еще не
велика (10—15 минут) и зависит от условий и индивидуальных особенностей
ребенка.
Развитие памяти и объема внимания:
количество одновременно воспринимаемых объектов не велико (1 – 2),
преобладает непроизвольная память, продуктивность непроизвольной памяти резко
повышается при активном восприятии,
дети способны к произвольному запоминанию (умеют принять и самостоятельно
поставить задачу и проконтролировать ее выполнение при запоминании как
наглядного, так и словесного материала; значительно легче запоминают наглядные
образы, чем словесные рассуждения),
способны овладеть приемами логического запоминания (смысловое соотнесение и
смысловая группировка), не способны быстро и четко переключать внимание с
одного объекта, вида деятельности и т. п. на другой.
Развитие мышления:
наиболее характерно наглядно-образное и действенно- образное мышление,
доступна логическая форма мышления.
Зрительно-пространственное восприятие:
способны различать расположение фигур, деталей в пространстве и на
плоскости (над — под, на — за, перед — возле, сверху — внизу, справа — слева и
т. п.);
способны определять и различать простые геометрические фигуры (круг,
овал, квадрат, ромб и т. п.),
способны различать и выделять буквы и цифры, написанные разным шрифтом;
способны мысленно находить часть от целой фигуры, достраивать фигуры по
схеме, конструировать фигуры (конструкции) из деталей.
Зрительно-моторные координации:
способны срисовывать простые геометрические фигуры, пересекающиеся линии,
буквы, цифры с соблюдением размеров, пропорций, соотношения штрихов.
Однако, здесь еще много индивидуального: то, что удается одному ребенку, может
вызвать трудности у другого.
Слухо-моторные координации:
способны различать и воспроизводить несложный ритмический рисунок;
способны выполнять под музыку ритмичные (танцевальные) движения.
Развитие движений:
дети уверенно владеют элементами техники всех бытовых движений;
способны к самостоятельным, точным, ловким движениям, производимым под
музыку в группе детей;
способны освоить и правильно реализовать сложно координированные действия
при ходьбе на лыжах, катании на коньках, велосипеде и т. п.;
способны выполнять сложно координированные гимнастические упражнения,
способны к координированным движениям пальцев, кисти руки при выполнении
бытовых действий, при работе с конструктором, мозаикой, при вязании и т. п.,
способны к выполнению простых графических движений (вертикальных,
горизонтальных линий, овалов, кругов и т. п.);
способны овладеть игрой на различных музыкальных инструментах.
Личностное развитие, самосознание, самооценка:
способны осознавать свое положение в системе отношений со взрослыми и
сверстниками,
стремятся соответствовать требованиям взрослых, стремятся к достижениям в тех
видах деятельности, которые они выполняют;
самооценка в разных видах деятельности может существенно отличаться,
не способны к адекватной самооценке. Она в значительной степени зависит от
оценки взрослых (педагога, воспитателей, родителей).
Мотивы поведения:
интерес к новым видам деятельности;
интерес к миру взрослых, стремление быть похожим на них;
проявляют познавательные интересы;
устанавливают и сохраняют положительные взаимоотношения со взрослыми и
сверстниками.
У каждого ребенка свой собственный индивидуальный темп деятельности и развития и
то, что удается у сына друзей, совсем не обязательно будет получаться у вашей дочери.
В ваших силах внушить малышу волю к победе. Не обзывайте малыша смешным
прозвищем, если он что-то плохо делает (например, «курица криволапая»), чтобы избежать
вашей насмешки ребенок вообще перестанет писать или смирится со своим прозвищем и
не захочет научиться красиво писать. Почаще хвалите малыша за любую победу и не
акцентируйте внимание на неудачах.
1.4 Содержание программы
В основу программы положена система знаний по ознакомлению детей с прошлым
родного края. Конкретно содержание программы определено в перспективном плане (см.
приложение), конспектах занятий.
Учебный план предполагает 16 встреч для совместной деятельности в каждой
возрастной группе с октября по май месяцы.
Периодичность
и
продолжительность
определена
действующим
Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи"; Постановление главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 "Об утверждении санитарных правил
СП 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания».
Несколько занятий приурочено к датам народного календаря. В основе занятий лежит
подлинный, местный, региональный материал, строгое соответствие времени занятий,
народному месяцеслову и православному календарю, традиционные формы участия детей
в этих праздниках.
Программа создана с целью – приобщить детей к национальной русской культуре на
интерактивных методах работы, которые предполагают взаимодействие с музейным
пространством и предметами, большую часть которых можно трогать! Дети дошкольного
возраста получают уникальную возможность исторического «погружения», соучастия в
предлагаемом действе.
Все темы занятий подобраны по принципу нарастания сложности дидактического
материала и творческих заданий, что дает возможность ребенку распределять свои силы
равномерно и получить желаемый результат.
1.5 Планируемые результаты:
Планируемые результаты освоения детьми дополнительной образовательной
Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые
представляют собой социально-возрастные характеристики возможных достижений
ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Целевые ориентиры:
- не подлежат непосредственной оценке;
- не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и
промежуточного уровня развития детей;
- не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями
детей;
- не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованием
образовательной деятельности и подготовки детей;
- не являются непосредственным основанием при оценке качества образования.
Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточной и итоговой
аттестацией воспитанников. Оценка индивидуального развития детей проводится в ходе
внутреннего мониторинга становления основных характеристик развития личности
ребенка, результаты которого используются только для оптимизации образовательной
работы с группой дошкольников и для решения задач индивидуализации образования
через построение образовательной траектории для детей, испытывающих трудности в
образовательном процессе или имеющих особые образовательные потребности.
Средняя группа (дети 4-5 лет)
1. Имеет представления:
о русской народной игрушке - матрешке, из глины;
о предметах народного быта - веретено, пряжа, прялка;
о характерных особенностях русского костюма;
об истории возникновения ручки;
о старинной русской обуви – лапти;
о народном празднике – Осенины, Масленица.
Старшая группа (дети 5-6 лет)
1. Имеет представления:
о русской избе, особенностях ее строительства, внешнем и внутреннем убранстве;
может объяснить значение народных праздников и гуляний – ярмарка, Масленица,
Рождество, Капустница;
об устном народном творчестве – заклички, колядки, небылицы, считалки;
об истории возникновения книги, азбуки и ее предшественниках;
об истории возникновения предметов быта - ложки,
зеркала, часов и их
предшественниках.
2. Знает и объясняет значение слов – ремесло, рукоделие, промыслы.
Подготовительная к школе группа (дети 6-7 лет)
1. Имеет представления:
о русской печке, ее назначении, ее приспособлениях - ухват, кочерга, деревянная
лопата, помело;
о народной игрушке - «кукле-закрутке», матрешке; из глины – каргопольской,
филимоновской, дымковской;
о видах женского рукоделия, мужских ремесел, народных промыслах;
о народных праздниках – Масленица, Рождество, Пасха - их традициях;
об истории возникновения денег, лампочки и их предшественниках.
2. Понимает и может объяснить значение слов: музей, экспонаты, выставка,
экскурсовод.
II. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Календарный учебный график
Наименование
Возраст
младша
я
группа
средняя
группа
Старшая группа
Подготовительная
к школе
группа
Четвер
тый
год
1
Пятый
год
Шестой год
Седьм
ой год
1
1
1
Количество групп
Количество возрастных групп
Начало учебного года
Окончание учебного года
Продолжительность учебного года
Продолжительность учебной недели
Летний оздоровительный период
Режим работы ДОУ в учебном году
Режим работы ДОУ в летний оздоровительный
период
График каникул
4 групп
01.10.2023
29.05.2024
16 недель
5 дней (понедельник – пятница)
с 1.06.2024г. по 31.08.2024 г.
7.15 – 17.45
7.15 – 17.45
Зимние каникулы
31.12.2023 – 08.01.2024
Мониторинг качества освоения программного
с 01.10.2023г. по 07.10.2023 г.
материала воспитанниками
с 20.05.2024 г. по 25.05.2024 г.
Выпуск детей в школу
31.05.2024 г.
Периодичность
проведения
групповых 1 собрание – сентябрь-октябрь
родительских собраний
2 собрание – январь-февраль
3 собрание – апрель - май
Праздничные (выходные) дни
В соответствии с календарём на
2023-2024 учебный год.
4 ноября 2023 – День народного
единства
31декабря 2023 - 8 января 2024 г. –
новогодние каникулы
23 февраля 2024 – 26февраля 2024г. –
День защитника Отечества
8 марта 2024 г. – Международный
женский день
29 апреля - 1 мая 2024 г. –
Праздниквесны и труда
6 мая - 9 мая 2024 г. – День Победы
10 июня - 12 июня 2024 г.– День
России
Совместная образовательная
деятельность
Начало СОД
Количество СОД
Продолжительн
ость СОД
Минимальная
продолжительность
перерыва между СОД
млад
шая
групп
а
Средня
я
группа
1
15 мин.
1
20 мин
10 мин
10 мин
Старшая группа
1
25 мин
10
мин
Подготовительна
я кшколе
группа
1
30 мин
10 мин
2.2 Условия реализации Программы
Условия для занятий совместной деятельности:
1. Проходят в группе МА ДОУ № 23 в младшем и среднем возрасте, в
В старшей и подготовительной группе на территории музея или Выставочного зала города
2. Выставка экспозиций по заданной теме;
3. Использование технического оборудования для совместной деятельности (проектор,
экран, компьютер, интерактивная доска);
3. Использование медиатеки музея (ролики, видеофильмы, презентации);
5. Составление фонотеки - подбор классических произведений, детского репертуара для
музыкального фона, сопровождающего творческую деятельность детей;
6. Подбор развивающих, релаксационных, подвижных игр для детей во время
совместных занятий;
Формы работы
Любая программа предполагает выбор форм работы с детьми. Предпочтение при выборе
форм организации данного процесса следует отдавать тем из них, которые имеют
многофункциональный характер, способствуют развитию детей познавательной
активности и ее самореализации, интересны самим детям, органически вписываются в
современный учебно-воспитательный процесс. Педагогический процесс строится в виде:
Интерактивных занятий.
По форме проведения занятия представляют собой «игры-путешествия» или «игрыоткрытия». Ведущим принципом построения занятия является принцип развивающего
обучения. Например, на занятии "Путешествие в прошлое ручки» ребятам необходимо
было справиться с несколькими поисковыми задачами:
Вернуть с помощью «Клуба Юных исследователей» письменные
принадлежности (гусиное перо, перьевую ручку, шариковую ручку) в своё время.
Выявить закономерность в развитии письменных принадлежностей.
Цель занятия будет достигнута только при активном взаимодействии музея, детского
сада и семьи. Поэтому родителям было предложено в день после музейного занятия
дословно записывать за детьми всё, что они запомнили, впечатления ребёнка. Подобная
форма работы необходима для выявления ярких, по мнению детей, моментов в занятии, для
определения отношения к музейным экспонатам. Проводилась она также с целью
выяснения качества занятия и дальнейшего его совершенствования.
Все экспозиции музея – интерактивны. Дети не только рассматривают экспонаты, они
примеряют костюмы, собирают пазлы, рисуют, лепят, играют. В такой атмосфере гораздо
легче учатся русские песни и народные танцы-хороводы, Знакомство детей с экспонатами
на выставках музея, возможность увидеть, попытаться понять и ощутить дух прошедших
веков.
Задача таких занятий не только в том, чтобы передавать информацию, содержащуюсяв
экспозиции, возбудить любопытство и интерес к обсуждаемому предмету (что тоже не
маловажно), но и вызвать дальнейшую работу мысли, потребность узнавать новое в музее,
детском саду, из других источников информации - книг, радио, телевидения. В конечном
итоге интерактивные занятия в музее призваны развивать наблюдательность, зрительную
память, воображение, ассоциативное мышление, чувственно-эмоциональную сферу,
познавательную и творческую активность детей. Они воспитывают доброту, отзывчивость,
способность к сопереживанию, чувство национальной гордости
Обращение к предметному миру является очень действенным средством воспитания
исторического сознания, музейной культуры, доступно и интересно ребенку, даже совсем
малышу. Предмет – главное наше “учебное пособие”, которое дети могут потрогать,
пощупать.
В ходе занятий дети “проживают” определенную тематическую, историческую
ситуацию или целый исторический период. В этих играх “разговаривают” друг с другом
прошлое и настоящее, старинная вещь и современная, ребенок и музейный педагог; и те и
другие могут и задавать вопросы и отвечать на них. А “ответы” нередко воплощаются в
увлекающих всех практических действиях – “семейных” трапезах или рукотворном труде.
Мы стремимся к тому, чтобы дети “работали” преимущественно с подлинными вещами,
созданными когда-то в прошлом или в наши дни народными умельцами.
Посещений музея города– одно из основных средств развития эмоциональночувственного восприятия предметов старины и нравственного отношения к ним;
неоценимое средство развития положительных эмоций, эстетического вкуса ребенка, его
познавательной активности. После посещения музея создаются условия для
самостоятельной творческой деятельности детей.
Познавательных бесед – развивают мышление ребенка, осмысленное восприятие
события. У детей активно совершенствуется нравственное и эстетическое отношение к
народным традициям, к национальному наследию. Беседы организуются как итоговые по
окончании праздничного периода с детьми старшего дошкольного возраста. Дети
сравнивают настоящий праздник с прошедшим, находят сходства и различия; рассуждают
и устанавливают зависимость народного праздника от сезонных изменений и
земледельческого труда.
Предпраздничных посиделок
Основная цель – это подготовка к празднику. На посиделках не только разучивают песни,
игры, затевают хороводы, но и изготавливают разные предметы, которыенеобходимы для
праздника; знакомятся с народной игрушкой, декоративно-прикладным искусством,
устным народным творчеством. Посиделки состоят из 3х частей: познавательный рассказ
бабушки Арины; практическая деятельность детей и взрослых; творческие игровые,
музыкально-литературные занятия. Посиделки интересны слиянием индивидуального и
коллективного творчества. На посиделки дети приходят в русских народных костюмах.
Практика показывает, что ряженье повышает эмоциональный тонус детей и усиливает их
восприятие.
Оформления в группах детского сада мини-музея и выставок
Выставки бывают тематическими и сезонными. Местом оформления выставки бывает
музыкальный зал, изостудия, холл, групповая комната. Содержанием выставки являются
произведения народно-прикладного творчества местных мастеров, членов семьи и самих
ребят – это вышивки, кружева, домотканые коврики, дорожки, полотенца, произведения
живописи местных художников, творческие работы детей по рисованию, лепке,
аппликации, ручному труду.
Творческой продуктивной и игровой деятельности детей
Творчество – главное средство освоения ребенком культурно-исторического опыта и
движущая сила развития личности. От эмоционального восприятия дошкольники легко
переходят к подражательству. Из глины, пластилина, бумаги, картона они изготавливают
понравившиеся предметы. Создавая собственные маленькие произведения, дети выражают
свое отношение к культурному наследию.
Праздников
Праздник – это день, который наполнен радостью, весельем. Академик Ю.Г. Круглов
говорил, что праздники связаны не только с ритмом жизни, но и с традицией, обычаями,
обрядами. Можно сказать, что ритма нет без повтора, а повтор – это уже традиция,обычай,
средством выражения которых является обряд, обрядовые действия. Праздник – радость,
но и деятельность, направленная и на физическую, душевную разрядку, и на реализацию
социальных требований. Праздник, народный обряд является большой, яркой и глубоко
содержательной игрой. Поэтому, проживая с детьми любимые в народе обряды и
праздники, мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и в их памяти оставляем
глубокий след.
• Работы с родителями
При изучении краеведческих традиций важно эффективнее организовать общение с
родителями, чтобы семья и детский сад осуществляли единый комплекс воспитательных
воздействий. Педагоги пришли к общему мнению, что нужно воскресить отношения в
семье, которые существовали в старину. Поэтому с родителями проводятся занятия,
рассказывающие родителям о культуре и истории нашего края, оформляются папкипередвижки, организовываются совместные выставки и экскурсии, привлекаются
подготовке праздничных мероприятий, являются активными участниками веселья.
Совместные переживания взрослых и детей сближают их, родители узнают о способностях
и возможностях своего ребенка.
Методы и приемы
Метод обучения - это система последовательных, взаимосвязанных способов работы
педагогов и детей, которые направлены на достижение дидактических задач.
Прием обучения, в отличие от метода, направлен на решение более узкой учебной
задачи. Сочетание приемов образует метод обучения.
Метод интерактивной игры. Понятие интерактивный к нам пришло из английского
языка (interactive: inter - между, меж; active от act - действовать, действие). Оно означает
возможность взаимодействовать, вести беседу, диалог с кем-либо. В отличие от активных
методов интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие дошкольников
не только с воспитателем, но и друг с другом и на доминирование активности
дошкольников в процессе обучения. Роль воспитателя в интерактивной игре практически
сводится к направлению деятельности детей на достижение поставленных целей и к
разработке плана занятия. Главное в организации интерактивной игры с дошкольниками создание условий для обретения значимого для них опыта социального поведения. Под
интерактивной игрой мы понимаем не просто взаимодействие дошкольников друг с другом
и педагогом, а совместно организованную познавательную деятельность социальной
направленности. В такой игре дети не только узнают новое, но и учатся понимать себя и
других, приобретают собственный опыт.
Познавательная и практическая деятельность детей на занятиях организована с
помощью наглядных методов. Наглядность дает возможность ребенку всматриваться в
явления окружающего мира, выделять в них существенное, основное, замечать
происходящие изменения, устанавливать их причины, делать выводы.
Без демонстрации наглядности невозможно провести ни одного занятия. Такие занятия:
«Путешествие в прошлое одежды», «Светит, да не греет» (из истории прошлого лампочки)
и др. - все они на наглядных методах и приемах.
Словесные методы и приемы позволяют в кратчайший срок передать детям
информацию, ставить перед ними учебную задачу, указывать пути ее решения. Словесные
методы и приемы сочетаются с наглядными, игровыми, практическими методами, делая
последние более результативными.
Практические методы придают практический характер познавательным занятиям.
Он направлен на реальное преобразование вещей, в ходе которых ребенок познает
свойства, качества, признаки, связи, которые недоступны непосредственному восприятию.
Например, с помощью несложных опытов, дети осознают свойства дерева, глины,
бумаги, воды. (См. конспект «Глиняный человечек»).
Практическая деятельность направлена на подготовку детей к восприятию нового
материала; на усвоение ими новых знаний и на закрепление, расширение и
совершенствование усвоенных знаний, на умения и навыки ребёнка.
Ведущими
практическими
методами
являются
упражнение,
опыты,
экспериментирование, проектирование. В систему познавательного развития детей
входят опыты и экспериментирование. В ходе опытов и экспериментов ребенок
воздействует на объект с целью познания его свойств, связей и т.п.
Например, в занятии «Путешествие в прошлое зеркала», при опыте с водой, ребёнок
убеждается, что есть отражение на воде, где можно увидеть себя. Это поисковое действие
побудило ребёнка к изготовлению зеркальца из глины и фольги.
В работе используются технологии:
• Проектирование - позволяет развивать творческие способности дошкольников и
педагога. В его основе лежит концептуальная идея доверия к природе ребенка, опора на его
напряжение мысли, фантазии, творчества в условиях неопределенности.
Направленность обучения посредством методом проекта формирует познавательные
мотивы.
• Информационно-коммуникационные технологии
Используя информационно-коммуникационные технологии предполагается выпуск
газеты: «Праздник Капустница», «Госпожа честная Масленица» и другие, буклеты для
родителей, проведение занятий с показом слайдов, презентаций, видеороликов.
Несколько занятий приурочено к датам народного календаря. В основе этих занятий
должен лежать подлинный, местный, региональный материал, строгое соответствие
времени занятий, народному месяцеслову и православному календарю, традиционные
формы участия детей в этих праздниках.
2.3 Информационно-методические условия реализации Программы
репродукции картин местных художников,
иллюстрации,
портреты художников,
дымковская игрушка,
изделии хохломы,
жостовские подносы,
матрешки
изделия народных промыслов.
раздаточный и демонстрационный материал в зависимости от темы занятия
Компьютер,
сканер,
принтер,
мультимедиа-проектор,
художественная и научно-методическая литература,
экран,
интерактивная доска,
телевизор
2.4 Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное –
донести до родителей знания. Существуют традиционные и нетрадиционные формы
общения с родителями дошкольников, суть которых – обогатить их педагогические знания.
Формы взаимодействия с семьями воспитанников
В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются
нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типуразвлекательных
программ и игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями,
привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка,
поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.
Привлечение родителей к участию в детских мероприятиях, праздниках, конкурсах,
выставках (разработка идей, подготовка атрибутов, ролевое участие).
• Создание фотовыставок «Я и моя семья», «Наши увлечения»; фотоальбомов «Моя
родословная», «Мои любимые дела», «Мое настроение» и др..
• Организация совместных с родителями занятий, мастер-классы «Пасхальные сувениры»,
«Народные тряпичные куклы»; создание тематических выставок «Дары осени», «Техника
вокруг нас», «Зимняя сказка» и др..
• Анкетирование, тестирование родителей, выпуск газеты, подбор специальной
литературы с целью обеспечения обратной связи с семьей.
• Проведение тренингов с родителями: способы решения нестандартных ситуаций с целью
повышения компетенции в вопросах воспитания.
• Разработка индивидуальных программ взаимодействия с родителями по созданию
предметной среды для развития ребенка.
3. Кадровое обеспечение
Для реализации Программы дополнительного образования имеется необходимое
кадровое, методическое, материально - техническое обеспечение.
1
2
3
Специалист
Педагог дополнительного образования (сотрудник
музея) по договоренности
Воспитатели
Музыкальный руководитель
Кол-во
1
6
1
3.1 Информационное обеспечение программы
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» под редакцией Князевой
О.Л., Маханевой М.Д.
«Дошкольнику – об истории и культуре России» под редакцией Данилиной Г.Н.
программы «Живем в «ладу» под редакцией Писаревой А.Е., Уткиной В.В.
«Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего
народа» под редакцией Л.В. Кокуевой
«Моя страна» под редакцией Натаровой В.И., Карпухиной Н.И
«Истоки» под редакцией Кузьмина И.А
«Красна изба» под редакцией Тихоновой М.В. и Смирновой Н.С.,
«Мы живем в России» под редакцией Н.Г. Зеленовой, Л.Е. Осиповой
«Организация культурно-досуговой деятельности дошкольников» под редакцией
М.Б. Зацепиной
«Музейная педагогика и изобразительная деятельность в ДОУ» под редакцией Т.Н.
Карачунской
«Игра как средство развития культурно-нравственных ценностей детей 6-7 лет» под
редакцией Р.А. Жуковой
«Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками» под
редакцией С.Р. Николаева, И.Б. Катышева
«Российский этнографический музей – детям» под редакцией О.А. Ботякова
«Солнечный круг» под редакцией О.А. Ботякова
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» под редакцией О.Л.
Князева, М.Д. Маханева
4. Приложение
4.1 Комплексно-тематический план
Младший и средний возраст «Музеёнок»
Название мероприятия, занятия
1.
Растем с музеем
2.
Здравствуй, старый дом
з.
Чудеса из глины
4.
Мастерская Деда Мороза
5.
Спят усталые игрушки
6.
Богатыри земли русской
7.
Там на неведомых дорожках
8.
О чем звонит колокольчик?
9.
В поисках пропавшего названия
Дата и время проведения
27 сентября
10-30
25 октября
10-30
22 ноября
10-30
20 декабря
10-30
24 января
10-30
14 февраля
10-30
20 марта
10-30
7 апреля
10-30
22 мая
10-30
4.2
Комплексно-тематический план
старший возраст «Собери своих друзей, и отправимся
№
п/п
1.
Название мероприятия,
занятия
Музей открывает двери
Дата и время
проведения
15 сентября
10-30
2.
Прыжок в прошлое
19 октября
10-30
3.
Синичкин праздник
16 ноября
10-30
Главное здание,
ул. Попова, 70
4.
Новогоднее занятие
14 декабря
10-30
Главное здание,
ул. Попова, 70
5.
Богатырева рукавица
25 января
10-30
Федоровский
геологический
музей
ул. Октябрьская, 45
6.
Мужество, доблесть и честь
16 февраля
10-30
Место проведения
Федоровский
геологический
музей
ул. Октябрьская, 45
Выставочный зал
ул. Карпинского, 15
Главное здание,
ул. Попова, 70