положение об охране здоровья воспитанников

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 23» (МА ДОУ № 23)
Юридический адрес:624447, Свердловская область, г. Краснотурьинск, ул. Чернышевского, 21
Фактический адрес:624447, Свердловская область, г. Краснотурьинск, ул. Чернышевского, 21

ПРИНЯТО
на Общем собрании трудового
коллектива МА ДОУ № 23
Протокол № 1 от
«29» августа 2022 г.

УТВЕРЖДЕНО
Приказом заведующего
МА ДОУ № 23
№ 39-ОД
от «29» августа 2022 г.

ПОЛОЖЕНИЕ
об охране здоровья воспитанников
муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 23»

г. Краснотурьинск
2022 г.

1. Общие положения
Охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни - одна из ключевых целей в системе дошкольного образования. И это вполне объяснимо - только здоровый
ребенок может развиваться гармонично.
Здоровье и развитие ребенка напрямую зависит от того, в каких условиях он живет, как организован процесс его воспитания, какие люди его окружают, поэтому наше учреждение в качестве одной
из приоритетных задач образовательного процесса ставит задачу по охране и укреплению здоровья
своих воспитанников. Забота о здоровье ребенка начинается с благоприятного психологического климата в коллективе, который бережно поддерживается и охраняется всеми сотрудниками без исключения.
1.1. Настоящее положение регламентирует деятельность муниципального автономного дошкольного
образовательного учреждения «Детский сад № 23» (далее – ДОУ) по охране здоровья воспитанников в
соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 05 ноября 2013 года № 822н
«Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период
обучения и воспитания в образовательных организациях» ( зарегистрирован в Министерстве юстиции
РФ, регистрационный номер 31045 от 17 января 2014 года)
1.2. Организация охраны здоровья воспитанников в период обучения и воспитания (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) осуществляется ДОУ.
1.3. Организацию оказания первичной медико-санитарной помощи воспитанникам в период обучения
и воспитания, прохождения ими медицинских осмотров и диспансеризации, осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. ДОУ обязано предоставить безвозмездно медицинской
организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской
деятельности.
1.4. Необходимым предварительным условием медицинского осмотра является дача информированного добровольного согласия родителя (законного представителя) воспитанника на медицинское вмешательство с соблюдением требований, установленных статьей 20 Федерального закона
от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(далее - Федеральный закон № 323-ФЗ).
1.5. При оказании медицинской помощи воспитаннику по экстренным показаниям для устран ения
угрозы жизни без согласия родителей (законных представителей), согласно пункту 1 части 9 статьи 20 Федерального закона, медицинский работник информирует его родителей (законных представителей) об оказанной медицинской помощи.
1.6. Каждый сотрудник образовательной организации должен знать и выполнять:
 требования настоящего Положения;
 инструкцию об организации охраны жизни и здоровья воспитанников во время пребывания в детском саду (при проведении занятий, во время игр, труда, развлечений и других видов педагогической
деятельности в помещении детского сада, а также на прогулочной площадке, цветниках);
 инструкцию по охране труда и технике безопасности;
 правила пожарной безопасности, знать план эвакуации воспитанников и взрослых на случай возникновения пожара (знать план эвакуации детей на случай пожара, места расположения первичных
средств пожаротушения, уметь обращаться с огнетушителем, иметь в группе списки и средства индивидуальной защиты для детей и взрослых на случай пожара и других чрезвычайных ситуаций);
 санитарные нормы, правила, требования к организации режима работы в соответствии СанПиН
2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы дошкольных образовательных организаций; СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания»;
 инструкцию по оказанию первой помощи пострадавшим (при ушибах, кровотечениях, отравлениях, вывихах, переломах, поражениях электрическим током, солнечным ударом, при термических ожогах) и уметь оказать первую помощь;
 правила дорожного движения (знать и изучать с детьми правила поведения на улице);
 другие правила в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2

1.7. На время подмены воспитателя (кратковременной или долгосрочной) педагоги и сотрудники образовательной организации обязаны брать на себя функции по охране жизни и здоровья детей, спасению
и эвакуации их в случае необходимости.
1.8. Для экстренной связи воспитатель должен владеть информацией о воспитанниках и их родителях
(законных представителях) - адрес проживания, ФИО родителей, их месте работы и контактных телефонах, также телефоны близких родственников. Использовать персональные данные детей, родителей
и родственников воспитанников педагог имеет право только в пределах требований Закона о защите
персональных данных.
1.9. В образовательной организации на видном месте должны быть вывешены номера телефонов экстренных служб.
2. Цель и задачи
2.1. Охрана здоровья воспитанников включает в себя:
а) оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством
в сфере охраны здоровья;
б) прохождение воспитанниками в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации;
в) организацию питания воспитанников;
согласно СанПиН 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию
и организации режима работы дошкольных образовательных организаций; СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания»:
 режим дня детей в ДОУ, с обязательным учетом возраста детей. В режиме обязательно отражается время приема пищи, прогулок, дневного сна,
 составляется расписание НОД (занятий) для каждой группы детей, ведется суммарный
учет времени НОД в каждой группе,
 в период летних каникул проводятся экскурсии, развлечения.
Расписание занятий и режим дня определяются уставом ДОУ на основе рекомендаций медицинских
специалистов.
г) пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
д) организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления воспитанников, для занятия ими физической культурой и спортом;
е) обеспечение безопасности воспитанников во время пребывания в ДОУ.
2.2. ДОУ при реализации образовательных программ создает условия для охраны здоровья воспитанников, в том числе обеспечивают:
а) текущий контроль за состоянием здоровья воспитанников;
б) проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий,
обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации;
в) соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
г) расследование и учет несчастных случаев с воспитанниками во время пребывания в ДОУ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции
по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
3. Функции медицинского персонала
3.1. Оказывать качественную и квалифицированную медицинскую помощь воспитанникам, входящим
в контингент «Образовательной организации».
3.2. Обеспечивать медицинский кабинет необходимым количеством медикаментов, перевязочных
материалов, одноразовых шприцов для оказания воспитанникам первичной медико-санитарной
помощи в экстренной и неотложной форме, в том числе при внезапных острых заболеваниях,
состояниях, обострении хронических заболеваний.
3.3. Оказывать лечебно-профилактическую помощь воспитанникам в пределах должностных обязанностей, в том числе:
3

 оказывать первичную медико-санитарную помощь воспитанникам в экстренной и неотложной
форме, в том числе при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний;
 проводить иммунопрофилактику и туберкулинодиагностику;
 своевременно информировать администрацию ДОУ о планируемых профилактических мероприятиях с предоставлением соответствующих графиков;
 совместно с педагогическим коллективом ДОУ обеспечить организацию проведения периодических, профилактических осмотров детей;
 обеспечить организацию противоэпидемических мероприятий;
 контролировать соблюдение санитарно-гигиенических требований к учебно-воспитательному
процессу;
 проводить санитарно-просветительную работу с воспитанниками, родителями, педагогами;
 участвовать в осуществлении контроля за режимом и качеством питания воспитанников;
 проводить анализ состояния здоровья детей и сообщать о его результатах администрации ДОУ;
 обеспечивать соблюдение правил противопожарной безопасности.
3.4. Обеспечивать наличие контейнеров для работы с отходами класса «Б» и работу с отходами класса
«Б» в порядке, установленном действующим законодательством;
3.5. Выполнять технические требования по эксплуатации оборудования, инструментария медицинского кабинета;
3.6. Осуществлять систематический контроль над санитарным состоянием медицинского блока, производить генеральную уборку помещений с использованием дезинфицирующих средств по утвержденному
графику.
3.7. Оформлять и вести следующую документацию:
 план организационной работы по охране здоровья воспитанников на год, месяц ;
 план профилактической и оздоровительной работы;
 журналы в соответствии с номенклатурой дел по медицинской работе;
 списки детей по группам;
 табели учета посещаемости детей;
 медицинские карты детей;
 меню;
 отчеты о медицинском обслуживании детей за календарный, учебный год.
3.8. Медицинская сестра осуществляет:
 оказание воспитанникам доврачебной первичной медико-санитарной помощи в экстренной и неотложной форме;
 профилактические мероприятия, направленные на охрану и укрепление здоровья воспитанников в
ДОУ;
 вызов скорой медицинской помощи и (или) организацию транспортировки в медицинскую организацию воспитанников, нуждающихся в оказании скорой медицинской помощи;
 участие в контроле за соблюдением санитарно-гигиенических требований к условиям и организации воспитания и обучения, питания, физического воспитания и трудового обучения воспитанников в
ДОУ;
 проведение мероприятий по иммунопрофилактике инфекционных болезней (в соответствии с
Национальным календарем профилактических прививок и календарем профилактических прививок по
эпидемическим показаниям);
 участие в проведении, совместно с врачом-педиатром, противоэпидемических и профилактических
мероприятий по предупреждению распространения инфекционных и паразитарных заболеваний в
ДОУ;
 участие в организации и проведении ежегодных скрининг-обследований, периодических медицинских осмотров воспитанников;
 участие в разработке индивидуального плана профилактических и оздоровительных мероприятий
воспитанников с учетом группы состояния здоровья, медицинской группы для занятий физической
культурой на основании результатов профилактических медицинских осмотров, данных осмотров врачей-специалистов и текущего наблюдения;
4

 участие в подготовке и проведении комплексной медицинской и психолого-педагогической оценки
состояния здоровья воспитанников;
 информирование родителей (законных представителей) воспитанника о состоянии здоровья воспитанников, оформление копий и (или) выписок из медицинской документации;
 учет и анализ случаев травм, полученных в ДОУ;
 дезинфекцию, предстерилизационную очистку и стерилизацию инструментария;
 хранение лекарственных препаратов, в том числе медицинских иммунобиологических препаратов,
сохранность этикеток на флаконах, контроль за сроками использования лекарственных препаратов;
 соблюдение правил охраны труда и противопожарной безопасности на рабочем месте;
 соблюдение правил асептики и антисептики;
 работу по санитарно-гигиеническому просвещению, в том числе по профилактике инфекционных и
паразитарных заболеваний;
 оформление медицинской документации в установленном порядке и представление отчетности по
видам, формам, в сроки и в объеме, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
4. Требования к безопасности во время организации питания.
4.1. Образовательная организация обязана создать условия для обеспечения питанием воспитанников
(ч.1 ст. 37 закона 273-ФЗ).
4.2. Организация питания воспитанников регламентируется локальным нормативным актом образовательной организации – Положением об организации питания детей.
5. Требования к оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий
и продолжительности каникул
5.1. Образовательная организация обязана соблюдать санитарные нормы, предъявляемые к организации образовательного процесса, а именно к оптимальной учебной, внеучебной нагрузке, режиму учебных занятий и продолжительности каникул (п.3 ч.1, ч.4 статьи 41 закона 273-ФЗ).
5.2. Организация образовательного процесса в образовательной организации регламентируется календарным учебным графиком, учебным планом, разрабатываемыми и утверждаемыми образовательным
учреждением самостоятельно в соответствие с санитарным законодательством и реализуемой общеобразовательной программой дошкольного образования.
5.3. Во время образовательного процесса в режиме дня педагогический работник должен соблюдать:
 продолжительность непрерывного бодрствования детей (максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3- 7 лет составляет 5,5-6 часов, до 3 лет - в соответствии с медицинскими рекомендациями);
 продолжительность ежедневных прогулок (2 раза в день общей длительностью 3-4 часа); при проведении прогулок воспитатель должен соблюдать установленный режим, длительность прогулок, смену видов детской деятельности воспитанников;
 продолжительность дневного сна (для детей от 1,5 до 3 лет дневной сон организуют однократно
продолжительностью не менее 3 часов; перед сном не рекомендуется проведение подвижных эмоциональных игр, закаливающих процедур; во время сна детей присутствие воспитателя или младшего
воспитателя в спальне обязательно);
 продолжительность самостоятельной деятельности детей 3-7 лет - игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена в режиме дня (общая продолжительность для детей 3-7 лет – не
менее 3 - 4 часов в день);
 двигательный режим и закаливающие мероприятия (с учетом здоровья, возраста детей группы и
времени года);
 расписание образовательной деятельности с воспитанниками, длительность образовательной деятельности с учетом возраста детей;
5.4.Продолжительность занятий не более: в ясельной группе (возраст от 1,5 до 3-х лет) 10 минут, во
второй младшей группе (возраст от 3 до 4-х лет) - 15 минут, в средней группе (возраст от 4 до 5-и
лет) - 20 минут, в старшей группе (возраст от 5 до 6-и лет) - 25 минут, в подготовительной к школе
группе (возраст от 6 до 7-и лет) - 30 минут.
5.5.Продолжительность дневной суммарной нагрузки для детей дошкольного возраста не более: в
ясельной группе (возраст от 1,5 до 3-х лет) 20 минут, во второй младшей группе (возраст от 3 до 45

х лет) - 30 минут, в средней группе (возраст от 4 до 5-и лет) - 40 минут, в старшей группе (возраст
от 5 до 6-и лет) - 50 минут или 75 минут при организации одного занятия после дневного сна, в
подготовительной к школе группе (возраст от 6 до 7-и лет) - 90 минут.
5.6.Продолжительность перерывов между занятиями не менее 10 минут
5.7.В ясельной группе учебный план предполагает объем учебной нагрузки в количестве 10 занятий в
неделю (1 час 40 мин.), во второй младшей группе - 10 занятий в неделю (2 часа 30 минут), в средней группе - 11 занятий в неделю (3 часа 40 минут), в старшей группе - 13 НОД в неделю (5 часов
25 минут), в подготовительной к школе группе - 15 занятий в неделю (7 часов 30 минут), что соответствует СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
5.8.Необходимо помнить, что в соответствии с СанПиН домашние задания дошкольникам задавать
нельзя.
5.9. В образовательной организации непрерывная продолжительность работы с ПЭВМ на развивающих игровых занятиях для детей 5 лет не должна превышать 10 мин, для детей 6 лет - 15 мин (п.4.12
Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03).
Требования к организации пропаганды и обучения навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда
6.1. В образовательной организации педагогические работники обязаны осуществлять работу по пропаганде и обучению воспитанников навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда (п. 4
ч.1. ст. 41 273-ФЗ).
6.2. В должностных инструкциях педагогических работников образовательной организации должны
быть обязательно включены обязанности по обеспечению охраны жизни и здоровья воспитанников во
время пребывания в детском саду (Приказ Минтруда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 № 544н
«Об утверждении профессионального стандарта).
6.3. Для формирования сознательного и ответственного поведения в рамках реализации образовательной программы дошкольного образования (через образовательную область «физическое развитие» и
через интеграцию остальных образовательных областей) с воспитанниками необходимо проводить занятия по правилам дорожного движения, пожарной безопасности, электробезопасности, по профилактике бытового травматизма и т. д. Занятия проводятся воспитателями и другими специалистами в интересной для детей форме. К работе необходимо активно подключать родителей.
6.4. Контроль знаний по образовательной области «физическое развитие» в части формирования ценностей ЗОЖ, овладения элементарными правилами и нормами в питании, двигательном режиме, закаливании. При формировании полезных привычек и др. осуществлять путем опроса воспитанников,
проведения итоговых практических занятий, наблюдения за выполнением усвоенных правил безопасного поведения в естественной обстановке.
6.

7. Требования к организации обеспечения безопасности воспитанников во время пребывания в
организации
7.1. Занятия с использованием компьютерной техники организуются в соответствии c гигиеническими
требованиями к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам
и организации работы.
7.2. В работе использовать только исправные технические средства обучения: магнитофон, телевизор
и др.
7.3. Не оставлять включенным в электросеть приборы и ТСО без присмотра. Не допускать подключения и отключения ТСО детьми. Следить, чтобы воспитанники не дотрагивались к включенным ТСО,
электрошнурам, электрическим гирляндам и др.
7.4. Длительность просмотра диафильмов должна составлять не более 15 мин.
7.5. Для просмотра телепередач использовать телевизор с размером экрана 59–69 см. Телевизор должен быть установлен на высоте 1–1,3 м от пола. Длительность просмотра телепередач должна составлять – 20 мин для детей четырех-пяти лет, до 30 мин для детей шести лет.
7.6. Образовательная организация обязана осуществлять комплекс мероприятий по воспитанию и
формированию правильной осанки и рабочей позы у воспитанников (ч.7 ст. 28 273-ФЗ).
7.7. Двигательный режим, физические упражнения и закаливающие мероприятия следует осуществлять с учетом здоровья, возраста детей и времени года.
6

7.8. Рекомендуется использовать формы двигательной деятельности: утреннюю гимнастику, занятия
физической культурой в помещении и на воздухе, физкультурные минутки, подвижные игры, спортивные упражнения, ритмическую гимнастику, занятия на тренажерах, плавание и другие.
7.9. Закаливание детей включает комплекс мероприятий: проветривание помещений, правильно организованная прогулка, физические упражнения, проводимые в легкой спортивной одежде в помещении
и на открытом воздухе, умывание прохладной водой и другие водные, воздушные и солнечные процедуры.
7.10. Для закаливания детей основные природные факторы (солнце, воздух и вода) используют дифференцированно в зависимости от возраста детей, здоровья, с учетом подготовленности персонала и
материальной базы дошкольной образовательной организации. При организации закаливания должны
быть реализованы основные гигиенические принципы - постепенность систематичность, комплексность и учет индивидуальных особенностей ребенка.
7.11. В образовательной организации должен быть Акт готовности к новому учебному году, подтверждающий соответствие условий для организации образовательного процесса требованиям государственных санитарно – эпидемиологических правил и нормативов, при организации образовательного
процесса, требованиям пожарной безопасности (ч.6 ст. 28 273-ФЗ). В случае наличия в Акте замечаний, рекомендаций, образовательной организации обязано устранить их в установленные сроки.
7.12. В образовательной организации должна быть система обеспечения безопасности (ч.7 статьи 28
закона 273-ФЗ):
- образовательная организация должна иметь периметральное ограждение территории, ограждение не
должно иметь дыр, проемов во избежание проникновения бродячих собак и самовольного ухода детей;
- на территории образовательной организации должно быть освещение;
- на территории образовательной организации должны отсутствовать разрушенные, находящиеся в
аварийном состоянии здания, помещения, спортивные сооружения;
- все оборудование на участке (малые игровые формы, физкультурные пособия и др.) должно быть в
исправном состоянии: без острых выступов, углов, гвоздей, шероховатостей и выступающих болтов;
горки, лесенки должны быть устойчивы и иметь прочные рейки, перила, отвечать возрасту детей и
санитарным требованиям; запрещается вбивать гвозди в павильонах, на игровых конструкциях на
уровне роста детей; запрещается устанавливать кирпичные бордюры острым углом вверх вокруг
клумб, огородов;
- ворота детского сада должны быть закрыты на засов, входные двери в здание, двери групповых и
других помещений должны быть также закрыты и снабжены запорами на высоте, недоступной детям;
- должна быть обеспечена охрана;
- должен быть организован пропускной режим с целью обеспечения порядка и недопущению посторонних лиц в помещения образовательной организации;
- в групповых должны находиться инструкции по охране труда, охране жизни и здоровья воспитанников во время проведения образовательного процесса;
- в специально отведенном месте должны находиться стенды по охране труда, охране жизни и здоровья воспитанников;
- в образовательной организации должен проводиться плановый и внеплановый (по необходимости)
инструктаж по охране труда, охране жизни и здоровья воспитанников во время пребывания в образовательной организации, запись и личная подпись инструктируемого должна быть занесена в Журнал о
проведении инструктажа;
- в образовательной организации должен быть разработан «Паспорт дорожной безопасности».
7.13. При организации образовательного процесса следует оградить детей от воздействия следующих
опасных и вредных факторов:
- неправильный подбор детской мебели, так как это может повлечь за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, развитие близорукости;
- недостаточная освещенность может привести к нарушению остроты зрения у детей;
- присутствие в группе постороннего длительного шума, громкой музыки, громкой речи и т. д. во время нахождения в группе может стать причиной нарушения остроты слуха;
- неисправное электрооборудование, ТСО в групповых комнатах и других помещениях, которое может
привести к поражению детей электрическим током, пожару, вызванному коротким замыканием;

7

- неправильное хранение и использование колющих, режущих мелких предметов, использование оборудования и мебели в неисправном состоянии или с дефектами могут стать причиной различных
травм;
- неправильное хранение и использование медикаментов и средств дезинфекции, что может повлечь за
собой отравления;
- несоблюдение детьми правил безопасного поведения при перемещении из одного помещения в другое, особенно при спуске или подъеме по лестнице – причина различных травм у детей.
7.14. Родители (законные представители) воспитанников образовательной организации должны лично
передавать воспитателю и забирать у него ребенка, не делегируя эти обязанности посторонним (соседям, знакомым, родственникам) и несовершеннолетним лицам (братьям, сестрам). В исключительных
случаях забирать ребенка имеет право доверенное лицо совершеннолетнего возраста на основании
письменного заявления родителя с обязательным предъявлением документа, удостоверяющего личность доверенного лица.
7.15. Запрещается отдавать детей лицам в нетрезвом состоянии или с неадекватным поведением. В такой ситуации не вступать в острый конфликт с лицом, пришедшим за ребенком, а спокойно убеждать,
какая грозит опасность ребенку. В случае необходимости призвать на помощь другого сотрудника, родителей, администрацию или вызвать полицию (действовать по обстоятельствам).
7.16. Запрещается впускать на территорию и в здание образовательной организации неизвестных лиц,
без предъявления ими документа, удостоверяющего их личность.
7.17. Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, прошедшие инструктаж
по охране жизни и здоровья воспитанников, охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
7.18. Ежедневный утренний прием детей проводится воспитателем и (или) медицинским работником,
которые опрашивают родителей (законных представителей) о состоянии здоровья детей. По показаниям (при наличии катаральных явлений, явлений интоксикации) ребенку проводится термометрия.
7.19. Воспитатель обеспечивает контроль за выполнением воспитанниками требований личной гигиены (запрещается брать в руки, рот грязные предметы; на прогулке запрещается брать в рот снег, сосульки; не бросать друг в друга песком, землей; необходимо следить за тем, чтобы дети без разрешения воспитателя не ели никаких растений, ягод, грибов, трав). Каждый ребенок должен иметь индивидуальную расческу, полотенце, носовой платок.
7.20. Во время образовательного процесса, во время сна запрещается оставлять воспитанников без
наблюдения воспитателя.
7.21. Необходимо исключить ситуацию травмирования одним ребенком другого путем рациональной
организации детской деятельности. Исключить авторитарный стиль общения с воспитанниками, т. к.
постоянный повышенный тон, окрики и принуждения способны нанести гораздо больший вред здоровью детей, чем перегрузки на занятиях.
7.22. Воспитатель обеспечивает соблюдение требований к содержанию в группе растений: не допускает содержания в группах ядовитых и колючих растений; комнатные растения в уголках природы размещаются с таким расчетом, чтобы ребенок мог осуществлять уход за ними, стоя на полу; при поливе
растений ребенок должен держать лейку ниже уровня своей груди, чтобы вода не стекала за рукава и
не попадала на одежду; на подоконниках помещений детского сада не следует размещать широколистные цветы, снижающие уровень естественного освещения, высота цветов не должна превышать 15
см от подоконника; подставки для цветов в групповых комнатах должны быть устойчивые, не выше
65–70 см от пола.
7.23. Воспитатель должен обеспечивать требования к организации общественно-полезного труда детей: при выполнении поручений, связанных с обязанностями дежурных по уголку природы и столовой, дети могут выполнять их только под наблюдением взрослого; во время выполнения поручений
категорически запрещается перенос детьми горячей пищи, воды и прочих горячих предметов; общественно-полезный труд детей старшей и подготовительной групп проводимый в форме самообслуживания (дежурства по столовой, сервировка столов, помощь в подготовке к занятиям, уход за комнатными растениями и т. п.), не должен быть продолжительностью более 20 мин. в день; детям до 6–7 лет
разрешается переносить груз не более 2 кг; лейку, воду в ведрах до 2–2,5 кг и работать не более 10
мин; категорически запрещается привлекать детей к труду, представляющему опасность инфицирования: уборка санузлов, сбор грязного белья, бытовых отходов.
8

7.24. При организации прогулок, труда в огороде, цветнике воспитатель обязан оградить детей от воздействия следующих опасных и вредных факторов, характерных для всех сезонов: падение с горок,
«шведских стенок» в случаях отсутствия страховки воспитателя; травмирование торчащими из земли
металлическими или деревянными стойками предметов, невысокими пеньками на площадках для подвижных игр; укусы животных (собак, кошек); порезы, уколы битым стеклом, сухими ветками, сучками на деревьях, кустарниках, занозы от палок, досок, деревянных игрушек и пр.; травмирование ног
воспитанников при наличии ямок и выбоин на участке, спрыгивании со стационарного оборудования
без страховки воспитателя; травмы, ушибы при катании на качелях, каруселях; травмы, ушибы во
время игр на хозяйственном дворе, возле складов, мусорных контейнеров и пр.; самовольный уход
воспитанника за пределы детского сада.
7.25. При организации прогулок, труда в огороде, цветнике воспитатель обязана оградить детей от
воздействия следующих опасных и вредных факторов, характерных для осенне-весеннего периода: заражение желудочно-кишечными болезнями при использовании грязного песка в песочницах, грязного
выносного материала (в случае нарушения санитарных правил мытья игрушек, перекопки песка в песочницах); травмы, ушибы при катании на велосипедах, самокатах, качелях, каруселях; травмы, ушибы во время труда на участке; во время игр на мокрой и скользкой площадке; намокание детской
одежды, обуви; переохлаждение или перегревание организма ребенка; отравление ядовитыми растениями, плодами, грибами и др.
7.26. При организации прогулок, труда в цветнике воспитатель обязан оградить детей от воздействия
следующих опасных и вредных факторов, характерных для зимнего времени года: обморожение, переохлаждение или перегревание организма детей; травмы, ушибы при катании на ногах с ледяных горок,
на санках, во время перемещения в гололедицу по скользким дорожкам, наружным ступенькам, площадкам, не очищенным от снега, льда и не посыпанным песком; травмы во время игр на не очищенных от снега, льда площадках; травмы от падающих с крыш сосулек, свисающих глыб снега в период
оттепели; травмы от прикосновения в морозный день к металлическим конструкциям открытыми частями тела (лицом, руками, языком, губами); намокание детской одежды и обуви; заражение желудочно-кишечными болезнями, заболевание ОРЗ, если ребенок будет брать в рот грязный и холодный снег,
сосульки.
7.27. При организации прогулок, труда цветнике воспитатель обязан оградить детей от воздействия
следующих опасных и вредных факторов, характерных для летнего времени года: травмирование ног
воспитанников при ходьбе босиком, играх на траве, песке (камни, острые предметы и т. д.); укусы животных (собак, кошек); насекомых (клещей, представляющих угрозу заражения опасными заболеваниями); отравление ядовитыми растениями, плодами, грибами; заражение желудочно-кишечными болезнями при использовании грязного песка в песочницах, грязного выносного материала (в случае нарушения санитарных правил мытья игрушек, перекопки песка в песочницах, несоблюдения питьевого
режима); солнечный и тепловой удары; обезвоживание (соблюдение питьевого режима); заболевание
аллергией в период цветения кустарников, деревьев и др. растений.
7.28. Ножницы для организации продуктивных видов деятельности (как в совместной деятельности
воспитателя и детей, так и в самостоятельной деятельности детей) должны быть с тупыми концами. С
хорошо закрепленными рукоятками. Пользоваться ими дети могут только под руководством и наблюдением воспитателя. Ножницы должны храниться в недоступном для детей месте.
7.29. Во время организации детей на прогулку, с большой частью детей воспитатель выходит на игровую площадку; оставшиеся дети выходят под присмотром младшего воспитателя. Воспитатель и
младший воспитатель обеспечивают наблюдение, контроль за спокойным выходом воспитанников из
помещения и здания образовательной организации, спуска с крыльца (особенно при неблагоприятных
погодных условиях - в гололед).
7.30. При проведении прогулок воспитатель предварительно проводит осмотр участка (территория
должна быть очищена от мусора, битого стекла, сухостоя), игрового оборудования и малых архитектурных форм на их исправность.
7.31. Не допускается организация прогулки на одном игровом участке одновременно двух и более
групп воспитанников.
7.32. Во время организации прогулки воспитатель обязан соблюдать длительность прогулки в соответствии с установленным режимом дня, учитывать погодные условия (при температуре воздуха ниже
минус 15 градусов Цельсия и скорости ветра более 7 метров в секунду продолжительность прогулки
рекомендуется сокращать).
9

7.33. При выходе за пределы образовательной организации группу воспитанников должны сопровождать не менее 2 взрослых. В ходе движения один взрослый идет впереди колонны, а другой сзади,
при этом в руках у каждого взрослого сигнальный флажок, а на одном из детей (в начале и в конце колонны) светоотражающие жилеты. Если в образовательной организации по какой-либо причине остаются некоторые дети из группы, то они, по указанию руководителя образовательной организации,
должны находиться под присмотром определенного сотрудника.
7.34. При переходе с детьми через улицу необходимо соблюдать осторожность и строго выполнять
правила дорожного движения. Избегать прогулок по улицам с большим движением автотранспорта.
7.35. В жаркое время во избежание перегрева дети должны носить легкие головные уборы. Солнечные
ванны даются только по разрешению и под наблюдением медицинского работника.
7.36. Должно быть организовано тщательное наблюдение за тем, чтобы дети не уходили за пределы
участка образовательной организации. В случаях самовольного ухода воспитанника во время пребывания в образовательной организации, воспитатель должен поставить в известность администрацию
образовательной организации, родителей (законных представителей) воспитанника. Руководитель или
лицо, его заменяющее, немедленно организует поиск воспитанника (отправляет на его розыски сотрудников, свободных от работы с детьми), сообщает в ближайшее отделение полиции о факте самовольного ухода, сообщает приметы (внешний вид, возраст, дает описание одежды), обстоятельства
случившегося. Руководитель образовательной организации также незамедлительно информирует о
факте самовольного ухода Учредителя.
7.37. Педагогический работник, допустивший невыполнение или нарушение инструкции по охране
жизни и здоровья воспитанников во время образовательного процесса в режиме дня с 7.15. до 17.45.,
привлекается к дисциплинарной ответственности.
8. Требования к обеспечению безопасности на прогулочных площадках
8.1. Физкультурные площадки и спортивное оборудование должно соответствовать требованиям строительных норм и правил, санитарных правил, пожарной безопасности для образовательных учреждений, профилактики и предупреждения травматизма.
8.2. Спортивное оборудование, снаряжение и инвентарь должно соответствовать требованиям безопасности, установленным в нормативной документации на них, и использоваться в соответствии с
правилами, изложенными в эксплуатационной документации предприятия-изготовителя.
8.3. Используемые при прыжках маты должны соответствовать требованиям техники безопасности и
храниться в соответствии с требованиями (п.3 ч.4 статьи 41 273-ФЗ).
8.4. В групповых помещениях на видном месте должна быть размещена инструкции по технике безопасности для воспитанников во время проведения физкультурных занятий, утренней гимнастики,
спортивных кружков.
8.5. В образовательной организации должен ежегодно составляться Акт испытания гимнастических
снарядов и оборудования.
9. Требования к обеспечению текущего контроля за состоянием здоровья воспитанников
9.1. В образовательной организации с целью текущего контроля за состоянием здоровья воспитанников воспитателем и (или) медицинским работником должен проводиться ежедневный утренний прием,
который заключается в опросе родителей (законных представителей) о состоянии здоровья детей. В
случае показаний ребенку проводится термометрия. Выявленные больные дети или с подозрением на
заболевание в образовательной организации не принимаются. Заболевших в течение дня детей сотрудники образовательной организации обязаны изолировать от здоровых детей до прихода родителей
или до их госпитализации с обязательным информированием родителей (СанПиН).
9.2. С целью предупреждения жестокого обращения в отношении несовершеннолетних воспитанников
со стороны взрослых, сверстников, а также с целью своевременного выявления фактов жестокого обращения воспитатель в течение дня должен обращать внимание на имеющиеся на теле ребенка гематомы, ссадины, ожоги или порезы, а также на несвойственное для ребенка поведение (пугливость,
сонливость, нежелание общаться, желание уединения), которое может быть вызвано психологическим
дискомфортом. В случае выявления таких фактов воспитатель обязана незамедлительно поставить в
известность администрацию образовательной организации, медицинского работника для выяснения
ими обстоятельств случившегося. Медицинский работник обязана провести визуальный осмотр ребенка, внести соответствующую запись в медицинскую карту ребенка. В случае, если усматривается факт
10

жестокого обращения в отношении воспитанника, руководитель обязан вызвать полицию (ОПДН),
информировать родителей (если случай не связан с жестоким обращением со стороны родителей).
9.3. Образовательная организация обязана осуществлять деятельность по отслеживанию динамики показателей здоровья воспитанников, включать сведения о состоянии здоровья в ежегодный отчет образовательной организации, доступный широкой общественности.
10. Требования к соблюдению государственных санитарно-эпидемиологических
правил и нормативов
В образовательной организации неукоснительно должны соблюдаться СанПиН 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций; СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»:
10.1. В образовательной организации лестницы должны иметь высокие перила с вертикальными,
часто расставленными планками. Наружные пожарные лестницы в нижней части следует закрывать
щитами.
10.2. Группы для детей до 3-х лет должны располагаться на первом этаже.
10.3. Входные двери образовательной организации должны быть снабжены звонками, иметь запор на
высоте, недоступной ребенку, постоянно закрываться.
10.4. Дезинфекционные средства нужно держать в закрытом шкафу, в недоступном для детей месте.
Электропроводка должна быть изолирована, электрические приборы недоступны для детей.
10.5. На участке не должно быть опасных для детей предметов: необструганных досок, ящиков с торчащими гвоздями, обрывов электропроводов, битого стекла, посуды. Нужно систематически проверять, нет ли на участке сухостойных деревьев. Запрещается делать кирпичные барьеры вокруг цветочных клумб.
10.6. Нельзя допускать образования по краям крыши свисающих глыб снега, сосулек. Нельзя разрешать детям катание на ногах с ледяных горок. Необходимо очищать от снега и льда и посыпать песком
дорожки.
10.7. Следует постоянно следить за температурным режимом, влажностью воздуха, естественным и
искусственным освещением групповых помещений.
10.8. В помещениях групповых и спальных комнат должны быть вывешены комнатные термометры
для контроля температурного режима.
10.9. Не допускается использование переносных обогревательных приборов, а также обогревателей с
инфракрасным излучением.
10.10. Сквозное проветривание проводится не менее 10 минут каждые 1.5 часа. В помещениях групповых и спальнях следует обеспечивать естественное сквозное или угловое проветривание. Проветривание через туалетные комнаты не допускается. В присутствии детей допускается широкая односторонняя аэрация всех помещений в теплое время года. Проветривание проводится в отсутствие детей и
заканчивается за 30 минут до их прихода с прогулки или занятия.
10.11. За нарушение санитарного законодательства руководитель образовательной организации, а
также должностные лица, нарушившие требования настоящих требований несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
11. Заключительные положения
11.1. Настоящее положение вступает в действие с момента утверждения и из дания приказа заведующего ДОУ.
11.2. Изменения и дополнения вносятся в Положение по мере необходимости и подлежат утверждению заведующим ДОУ.

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».